Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ "Школа № 109 имени М.И.Абдуллина"
Дата создания: 1 сентября 1962 года
Меню сайта
Разделы
Сведения об образовательном учреждении [1]
Коллектив школы [37]
История школы [59]
Выпускники школы [33]
Деятельность школы [42]
Школьная газета [14]
Документы [21]
Наша гордость [4]
Экспериментальная деятельность [3]
Приём в первый класс [13]
Дополнительные услуги [10]
Локальные акты [55]
Школьное питание [27]
Финансовая деятельность [17]
ГИА [20]
Стипендиаты [1]
Самообследование [9]
Режим работы [9]
Библиотека [16]
Национальное образование [3]
Материально-техническое обеспечение [8]
ЭОР [4]
Образовательные программы [41]
Трудоустройство выпускников [0]
Мини-чат
Наш опрос
В каком классе вы учитесь?
Всего ответов: 1259
Главная » Самообследование [ Добавить статью ]

Анализ работы школы в 2011-2012 учебном году
Анализ работы школы
в 2011-2012 учебном году

Деятельность школы в 2011-2012 учебном году соответствовала актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства и определялась Законами РФ и РБ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, приказами, письмами, рекомендациями руководящих органов, программой развития школы (2010-2015г.г.), методической темой школы «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении». 2011-2012 учебный год был для школы первым годом реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения (в первых классах), основной целью которых является повышение качества и эффективности образования.
На основании анализа работы школы в предыдущем учебном году, в соответствии с вышеназванными документами и методической темой школы на 2011-2012 учебный год были выдвинуты образовательные, воспитательные, организационные задачи, предусматривающие:
- повышение качества образования, обучение в 1-х классах по новым
государственным образовательным стандартам;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, их личностного развития;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья , здорового образа жизни;
- развитие ученического самоуправления;
- совершенствование мониторинга как средства повышения эффективности образования.
В соответствии с выдвинутыми задачами была организована деятельность с педагогическим коллективом (педсоветы, производственные совещания, методические оперативки и т.д.) и обучающимися.
В 2011-2012 учебном году в коллективе работало 45 учителей (из них 5 совместителей). «Отличников образования» РФ и РБ - 11; учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование» - 1; учителей, награжденных Почетной грамотой МО РФ, - 1; награжденных Почетной грамотой МО РБ, - 5. Высшую квалификационную категорию имеет 21 учитель, первую квалификационную категорию - 18, вторую - 4. Сохранились приоритетные направления в деятельности школы: осуществление предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов, профильного обучения на III ступени (с 2006г. выпущено четыре профильных социально-экономических класса); развитие исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся; информатизация образовательного процесса; патриотическое воспитание; туристско-краеведческая деятельность.
Реализация образовательных программ (образовательной программы школы и программ по учебным предметам) была направлена на:
- формирование у обучающихся современной научной картины мира;
- воспитание трудолюбия, любви к окружающему миру и природе;
- формирование гражданских качеств, воспитание уважения к правам и свободам человека, культурным традициям других народов в условиях многонационального государства;
- создание основы для осознанного ответственного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- формирование у обучающихся потребности к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию.
В 2011-2012 учебном году в школе обучалось 500 учащихся в 21 классе (7 классов на первой ступени, 11 классов на второй ступени, 3 класса на третьей ступени). С целью обеспечения системного подхода к созданию
здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, в школе разработана «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Основными направлениями программы являются: санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни; профилактическая деятельность; физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа. Данные направления реализуются через использование возможностей УМК в образовательном процессе, эффективную организацию физкультурно-оздоровительной работы, организацию внеурочной деятельности обучающихся, создание здоровьесберегающей инфраструктуры (спортивный зал, столовая, медицинский кабинет, специалисты).
В связи с тем, что у нас обучаются дети самых разных способностей, склонностей, с разными психофизическими возможностями: обычные, и способные, и одаренные, и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении, - осуществлялась внутренняя и внешняя дифференциация. На II ступени был сохранён класс ЗПР (8В), на III ступени велось обучение в профильном (социально-экономическом) классе – 10Б. Больших усилий учителей требовало осуществление внутренней дифференциации с целью создания условий для интеллектуального и физического развития обучающихся, развития индивидуальности ребенка, удовлетворения его потребностей. Были созданы благоприятные психологические условия образовательной среды (эмоционально-психологический климат, демократические отношения педагогов и обучающихся, система самоуправления), способствующие интеллектуальному, физическому развитию детей, развитию их познавательных интересов.
Учебно-воспитательный процесс строился на основе образовательной программы, созданной с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Учебный план (в том числе, для профильного социально-экономического класса), определяющий содержание обучения, воспитания и развития детей, был составлен на основании Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, утвержденного приказом МО РБ № 933 от 24.06.2011г. Предметы федерального и регионального компонентов были сохранены без изменений. Регионально-национальный компонент соответственно базисному учебному плану был представлен предметами: «История и культура Башкортостана», «Башкирский язык» (родной) (с 1 по 11 кл.) и «Башкирский язык» (государственный) (с 2 по 11 классы).
Часы вариативной части были распределены следующим образом: на изучение (усиление) предметов федерального компонента (в том числе. в профильном (социально-экономическом) классе и на введение дополнительных образовательных дисциплин. Основаниями для этого были:
- необходимость усиления подготовки обучающихся по математике, физике, русскому языку, химии, биологии, в том числе, выпускников;
- наличие сильных учителей-предметников, обеспечивающих подготовку призеров олимпиад разных уровней (например, по экологии);
- реализация «заказа» обучающихся и их родителей (проведение курсов по выбору в программе «Предпрофильная подготовка»).
Все вышеназванные основания были подчинены и задаче полноценного, качественного образования учащихся.
Конкретно часы школьного компонента были распределены следующим образом: во 2-х классах - русский язык - 1 ч.; в 5-х классах - русский язык - 2 ч.; в 6-х классах - русский язык - 1 ч.; биология - 1 ч.; в 8 В (ЗПР) - русский язык - 1 ч., музыка – 1ч.; в 9-х классах – предпрофильная подготовка – 1ч.; в 10-х классах - физика - 1 ч., право - 1 ч., математика - 3 ч., русский язык – 1ч., химия – 1ч., биология – 1ч.; в профильном 10Б классе – элективные курсы по математике, физике: «Абсолютная величина», «Нанотехнологии»; в 11 А классе - физика - 1 ч., право - 1 ч., математика - 3 ч., русский язык – 1ч., химия – 1ч., биология – 1ч. Таким образом, учебный план был направлен на развитие целостного мировоззрения и подготовку обучающихся к восприятию и освоению современных реалий жизни (наличие права, экономики, курсов предпрофильной подготовки по праву, философии, социологии). Это также обеспечивает подготовку к олимпиадам разных уровней, облегчает выпускникам адаптацию и самореализацию после школы.
В результате проверки выполнения учебных программ было выявлено, что расхождение количества учебных часов, фактически проведённых учителями, с запланированными вызвано объективными причинами (перенесение рабочих дней из-за праздников, больничные листы). При этом расхождение в изучении отдельных тем ликвидировалось за счёт замещений, проведения консультаций, дополнительных занятий, уплотнения программ в основном при повторении учебного материала.
Максимальная нагрузка обучающихся по учебному плану не превышала санитарной нормы, расписание уроков соответствовало учебному плану. Занятия кружков, факультативов проводились не ранее, чем через 40 минут по окончании уроков, что было отражено в графике работы кружков и расписании факультативов (по пению). Администрация школы контролировала соблюдение режима дня в группах продленного дня
Деятельность коллектива школы по выполнению законов РФ и РБ «Об
образовании» соответствовала требованиям. Прием в 1, 10 классы осуществлялся вне всяких конкурсов и тестирований в соответствии с Законом «Об образовании». Незаконного отчисления обучающихся из школы допущено не было. Все права учащихся и их родителей соблюдались. Принимались оперативные меры по фактам пропусков занятий и нарушения поведения социальным педагогом Аюповой Г.Н. и классными руководителями. Трудные ситуации в связи с пропусками обучающимися уроков создавались в 10А, 9Б, 8В (ЗПР), 6А и некоторых других классах. По данным фактам своевременно приняты меры педагогического и административного воздействия. Социальным педагогом Аюповой Г.Н. проведена большая работа по созданию более комфортных жизненных условий для детей-сирот и детей-инвалидов, обеспечению получения ими образования.
14 детей обучались на дому по состоянию здоровья (из них 6 обучаются на дому ежегодно). Обучение проводилось по установленному графику, держалось под контролем администрации школы.
В школе осуществлялся 6-дневный режим работы. По субботам, кроме уроков в 2-11 классах, работали кружки, секции, проводились консультации и индивидуальные занятия, занятия по подготовке детей к 1-ому классу, трудовые, культурно-массовые, спортивные мероприятия, индивидуальная работа с родителями.
Контроль за качеством и эффективностью работы обучающихся осуществлялся администрацией, учителями-предметниками, руководителями школьных методических объединений в соответствии с планом внутришкольного контроля, по окончании четверти через посещение уроков, анализ результатов контрольных срезов и итоговых контрольных работ. В 2011-2012 учебном году проведены контрольные срезы по русскому языку (в 5, 9-11 кл. – в сентябре, октябре, апреле, мае), математике (в 5, 8-11 кл. – в сентябре, октябре, январе, мае), химии (в 9 кл. – в ноябре), биологии (в 10 кл. – в декабре), башкирскому языку (в 11 кл. – в ноябре). Не проведён контрольный срез по физике по причине длительного больничного листа учителя физики Халлимовой С.С. Своевременно осуществлялся контроль за ведением документации, классных журналов, дневников обучающихся, тетрадей по русскому языку, математике, английскому языку. При проверке классных журналов самыми распространёнными замечаниями являются: ошибки при переносе отметок с предметных страниц в сводную ведомость успеваемости, неправильное исправление отметок и дат, игнорирование замечаний членов администрации по итогам проверок на странице замечаний.
Аттестат об основном общем образовании получили 67 обучающихся
9-х классов. 4 выпускника 9-х классов получили аттестат особого образца (Асадуллина Дилара (9А), Ведринцева Екатерина (9А), Новичкова Марина (9А), Норина Дарья (9А) (классный руководитель Николаева Л.Ю.).
Аттестат о среднем (полном) общем образовании получили 25 выпускников 11А класса. Токарев Андрей награждён золотой медалью «За особые успехи в учении» (классный руководитель Ахметсафина А.Х.). Похвальную грамоту «За успехи в изучении отдельных предметов» (по химии) получили: Гильманов Тимур, Сафина Регина, Ризванов Шамиль (11А) (учитель Краснова В.И.).
Проведённая работа по подготовке к государственной (итоговой) аттестации обеспечила организованное проведение экзаменов, в том числе ЕГЭ. Государственная (итоговая) аттестация проводилась на основании нормативных документов МО РФ и МО РБ. В начале учебного года был определён уровень знаний, умений и навыков обучающихся 9, 11-х классов (входной контроль) с целью выявления уровня подготовленности обучающихся к экзаменам, организации повторения учебного материала. В течение года проводилась коррекция плана внутришкольного контроля в связи с полученными результатами диагностики в начале первого полугодия по математике, русскому языку и другим предметам. Учителя-предметники искали более эффективные формы и методы работы с выпускниками с целью повышения уровня знаний обучающихся. В течение учебного года осуществлялся контроль за выполнением учебных программ по всем предметам. Благодаря принятым мерам программы по всем учебным предметам были выполнены в полном объёме.
Начиная с первого полугодия, проводилось ознакомление обучающихся и их родителей с нормативными документами по вопросам проведения итоговой аттестации, ЕГЭ на общих ученических и родительских собраниях. Более конкретно нормативные документы изучались на собраниях в январе-феврале 2012 года. Были проведены также методические оперативки, производственное совещание, совещания при заместителе директора по УВР, заседания школьных методических объединений учителей русского языка, учителей математики и физики, учителей химии, биологии, географии и другим предметам по вопросам успеваемости обучающихся, посещаемости, выполнения программ, подготовки к экзаменам.
Проведены репетиционные ЕГЭ по русскому языку, математике, а также по физике, химии и другим предметам. Таким образом были предупреждены возможные ошибки выпускников при выполнении экзаменационных заданий и заполнении бланков.
Письменные экзамены по русскому языку, математике в новой форме (тестирование) сдавали 60 выпускников 9-х классов. Для сдачи устных экзаменов все выпускники 9-х классов выбрали традиционную форму. Экзаменационные билеты для экзаменов в 9-х классах были составлены на основе Примерных экзаменационных билетов для проведения итоговой аттестации, утверждённых МО РФ, программ по учебным предметам и с учётом особенностей обучающихся 9-х классов. На заседаниях ШМО проведена экспертиза экзаменационного материала (билетов и приложений).
Таким образом, проведена большая инструктивно-методическая работа с классными руководителями, учителями, подготовительная (в том числе, тренировочная) работа с выпускниками, родителями с целью разъяснения технологии проведения ЕГЭ и повышения качества подготовки к экзаменам.
Результаты единых государственных экзаменов:

Предмет Кол-во сдававших Успеваемость Средний балл Ниже минимального количества баллов
Русский язык 25 100% 57 Без пересдачи
Математика 25 100% (96%) 44,7 1 (Шафиков Т.) пересдавал
Литература 1 100% 82
Информатика 4 75% 55,3 1(Шафиков Т.)
Биология 5 80% 45 1(Явватов В.)
Обществознание 17 100% 51,2
Химия 3 100% 56,7
Физика 5 80% 52,4 1(Гильманов Т.)
История 3 100% 46,7

По сравнению с прошлым учебным годом показаны более высокие баллы на ЕГЭ по русскому языку, биологии, химии, литературе, физике, информатике, более низкие – по математике (на 2,4 б.), истории (на 3,3б.), обществознанию (на 6,7б.).

Предметы Средний балл в 2010-2011 учебном году Средний балл в 2011-2012 учебном году
Математика 47,1 44,7
Русский язык 56,3 57
История 50 46,7
Физика 47,3 52,4
Обществознание 57,9 51,2
Химия 44,8 46,7
Биология 37,7 45
Литература 48 82
Информатика 42 55,3

Более низкие результаты на ЕГЭ по математике, истории, обществознанию по сравнению с 2010-2011 учебным годом объясняются недостаточно высоким уровнем качества знаний выпускников 11А класса, слабой подготовкой к ЕГЭ.
Результаты письменных экзаменов в 9-х классах:
Класс Форма сдачи экзамена Математика Русский язык
% успеваемости % качества % успеваемости % качества
9А тестирование 100% 83,3% 100% 79,2%
9Б тестирование+ традиционная 100% 65,4% 100% 84,6%
9В тестирование + традиционная 100% 11,8% 100% 41,2%
всего 100% 58,2% 100% 71,6%

Результаты, данные выше, лучше результатов письменных экзаменов 9-классников в 2010-2011 учебном году. В связи с результатами экзаменационного тестирования задачи на 2012-2013 учебный год: учителям всех предметов необходимо продолжить работу по
- развитию речи, пополнению обучающимися словарного запаса;
- формированию умений понимать основные идеи автора;
- изучению законов построения текста;
- развитию логического мышления;
- развитию умения решать нестандартные задачи.
На устных экзаменах выпускники 9-х классов показали неплохой, а некоторые обучающиеся - оптимальный уровень знаний. Результаты устных экзаменов в основном соответствуют годовым отметкам обучающихся. Ответы выпускников на устных экзаменах оценивались по следующим критериям:
- правильность содержания, отсутствие фактических ошибок;
- полнота и глубина ответа;
- логичность изложения материала;
- осознанность ответа;
- использование дополнительного материала.
Ответы многих, но не всех выпускников отвечали данным требованиям, отличались умением сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы. Был осуществлён следующий выбор предметов для сдачи экзаменов: русский язык (устно) – 32 человека, обществознание – 31, биология – 17, химия – 16, география – 15, информатика – 4, история России – 3, изобразительное искусство – 3, литература – 2, физика – 1, английский язык – 1, геометрия – 1, башкирский язык – 1, физическая культура – 1. Данная информация заставляет учителей-предметников решать проблему развития познавательных интересов детей, в том числе, интереса к таким сложным предметам, как английский язык, история, литература, физика, информатика и другим.
На письменных экзаменах по русскому языку, математике в 9-х классах (тестирование) показаны более высокие результаты по сравнению с годовыми отметками, что свидетельствует о хорошо организованной подготовке к экзаменам.
% качества знаний по школе составил 37,2%, что ниже, чем в 2010-2011 учебном году, на 3,2%. Успеваемость составила 99,8%. На повторный учебный год обучения оставлена Ишемгулова Аделина (8А класс) (по 3 учебным предметам).
Главной целью начального образования является подготовка обучающихся к жизни, что означает научить ребенка учиться, т.е. сформировать готовность к усвоению постоянно меняющегося потока различной информации в обществе. Умение учиться связано с позитивным отношением ребенка к учению, с формированием глубокого познавательного процесса. В связи с этим, в 2011 – 2012 учебном году перед учителями начальных классов ставились следующие задачи:
1. Формирование творчески работающего педагогического коллектива, повышение уровня методической культуры учителей.
2. Использование эффективных методов и новых педагогических технологий обучения с целью повышения уровня обученности каждого обучающегося.
3. Продолжение работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
4. Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков.
5. Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и их оценка.
6. Посещение учителями курсов повышения квалификации, подготовка выступлений на методических оперативках, педагогических советах.
7. Закрепление и углубление связи начального и основного звена школы.
В начальной школе в 2011-2012 учебном году работали 7 классов-комплектов, в которых проходили обучение 172 обучающихся. 46 первоклассников успешно прошли адаптационный период первого класса и в условиях безотметочного обучения были переведены во 2 класс. Следует отметить, что учителями этой параллели Елеминой Е.Н. и Зайнитдиновой Т.С. активно проводилась разъяснительная работа среди родителей тех детей, у которых в процессе обучения возникли проблемы с усвоением программного материала. Целью этих бесед было привлечения для консультаций специалистов ПМПК являлось определение причин отставания. Были даны рекомендации, подготовлен пакет документов для прохождения обследования в консультации ПМПК «Север» (обследование по итогам окончания учебного года прошли пятеро первоклассников).
Среди 126 аттестованных обучающихся успеваемость составила 100 %. Качество обучения в целом по начальной школе составило 50,6%, что ниже показателя прошлого года (на 13,1%).
Качество обучения по параллелям составило:

Классы Качество обучения
2-е классы 53,2%
3-и классы 59,4%
4-е классы 42,6%

Многим педагогам начальной школы удалось добиться стабильно высокого уровня качества обучения в своих классах. Это показатель активного творческого поиска педагогов по применению наиболее эффективные методов и приёмов обучения и воспитания; признак высокого профессионализма, умения сочетать фронтальную работу с классом с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Такие педагоги начальной школы, как Гуряева Е.Б. (59,4%), Газизова Е.В. (60%)
Одним из приоритетных направлений в начальных классах остается работа с одаренными детьми. Она осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную работу. Работа с одарёнными детьми в проводится в следующих направлениях: детям предоставлены возможности участвовать в школьных, муниципальных, конкурсных мероприятиях (олимпиадах, научно-практических конференциях учащихся, конкурсах).
Отдельным направлением в работе с интеллектуально одарёнными детьми является олимпиада школьников, включающая школьный, муниципальный этапы.
В течение 2011-2012 учебного года обучающиеся школы принимали участие в предметных олимпиадах школьного уровня. Победители школьного этапа предметных олимпиад становились участниками районных олимпиад.
Олимпиады проводились с целью:
– выявления учащихся с высоким уровнем способностей в разных предметных областях;
– выявления творческих учащихся, умеющих применять знания в нестандартных ситуациях;
– расширения кругозора детей;
– побуждения учеников искать (анализировать, применять) способы решения, обобщать существенные особенности объектов.
Изменение количества обучающихся, участвовавших в олимпиадах и результаты их участия в районных предметных олимпиадах отражены в таблицах
Сравнительный анализ участия школьников 1-4 классов в школьных и районных олимпиадах
2009-2010учебный год 2010-2011 учебный год 2011-2012 учебный год
Матем. Русск.яз. Окр.мир Матем. Русск.яз. Окр.мир Матем. Русск.яз. Окр.мир
Школьный уровень
26 30 24 23 29 19 29 29 24
Районный уровень
6 6 6 6 6 6 4 4 4
Как видно из таблицы, количество участников школьных и районных олимпиад остается практически одинаковым, в 2011-2012 учебном году их число сократилось в связи с тем, что обучающиеся не проводились предметные олимпиады для обучающихся 2-х классов.
Результативность участия школьников в районных олимпиадах
(до 10 места в рейтинге района)
2009-2010учебный год 2010-2011 учебный год 2011-2012 учебный год
Матем. Русск.яз. Окр.мир Матем. Русск.яз. Окр.мир Матем. Русск.яз. Окр.мир
Количество
0 1 1 0 1 1 0 0 0
Результат
- 9 8 - 9 9 - - -
Из таблицы видно, что результативность участия обучающихся 2-4 классов в предметных олимпиадах районного уровня очень низкая. В связи с этим необходимо улучшить работу по подготовке обучающихся к олимпиадам.
Обучающиеся начальной школы принимали активное участие во всех конкурсах и олимпиадах, проводимых в школе и в районе. Так, традиционно активное участие принимали учащиеся начальной школы в международной олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок». Обучающиеся 1 Б класса (классный руководитель Зайнитдинова Т.С) приняли активное участие в фотоконкурсе среди обучающихся ОУ Орджоникидзевского района г. Уфы, посвященное Дню Матери и заняли следующие места: 2 место в номинации «Нежность» занял Зигануров Тимур, 3 место в номинации «Мама на работе» заняли Карпенко Амелия и Красильников Никита. Также обучающиеся данного класса участвовали в городском конкурсе художественных произведений «На пыльных тропинках далеких планет» и получили сертификаты участников. Фаршатова С. и Бикбулатов К. (1Б кл.) приняли участие в районной научно- практической конференции младших школьников «Завтра начинается сегодня». В районном этапе конкурса рисунков и плакатах «Правила дорог глазами детей» Карпенко А., Бикбулатов К. победили в номинации «Успешный старт». Также обучающиеся данного класса, победили в республиканском конкурсе «Я с дорогою на Вы!»: 1 место в номинации «Детский рисунок по пропаганде ПДД» занял Бикбулатов К, 1 место в номинации «Мои друзья дорожные знаки» заняла Фаршатова С., 2 место в номинации «Мои друзья дорожные знаки» заняла Карпенко А. Обучающиеся 2 -4 классов приняли участие в олимпиаде на кубок Гагарина. Ученица 3 А класса Ершова А. победила в номинации «Артистичная личность» в районном конкурсе «Ученик года» (учитель - Гуряева Е.Н.). К сожалению, не очень высокие результаты детей в олимпиадах.
В связи с введением новых образовательных стандартов начального обучения в школе активно велась внеурочная деятельность по следующим направлениям:
Направление Количество часов Кол-во детей Кто проводит занятие (учитель, психолог, педагог доп.образования, и т.д.)
Спортивно-оздоровительное 3 40 Учителя ритмики, физкультуры
Художественно-эстетическое 2 46 Учителя музыки, ИЗО
Научно-познавательное 1 46 Учитель начальных классов
В современной начальной школе интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно – методических комплектов. В этом учебном году по УМК «Школа – 2100» работают 6 педагогов: Газизова Е.В., Вахитова Л.Ф., Гуряева Е.Б., Сулейманова Р.А., Зайнитдинова Т.С., Елемина Е.Н., УМК «Планета знаний» Щеклеина М.Н.
В этом учебном году учителя проводили и посещали открытые уроки с целью обмена опыта и повышения профессионализма. Во время проведения в школе методической недели открытые уроки проводили Зайнитдинова Т.С., Гуряева Е.Б., Газизова Е.В. Учителя увидели такие формы работы на уроке, как работа в группах, работа в парах, урок с использованием интерактивной доски. Учителя использовали на своих уроках сочетание различных методов обучения, позволяющих добиться прочности усвоения учебного материала, развития эмоционально – волевой сферы, включение каждого ученика в учебно – познавательную деятельность. Подавляющие число педагогов овладели: навыками конструирования и самоанализа урока; проблемно – поисковыми методами обучения; индивидуальным подходом к обучающим, что позволяет повысить в значительной степени мотивацию учебной деятельности, гуманизировать учебный процесс.
В 2011 – 2012 учебном году Зайнитдинова Т.С. принимала участие в методической разработке урока в 1 классе по математике в соответствии с ФГОС НОО.
Учителя Газизова Е.В., Гуряева Е.Б., Елёмина Е.Н., Зайнитдинова Т.С. выступали с докладами и сообщениями на педагогических советах и методических оперативках.
На наш взгляд, результативность работы учителей начальных классов в этом учебном году была чуть ниже, чем в предыдущем. Следует отметить, что назрела необходимость более тщательно продумывать программу подготовки наиболее талантливых обучающихся к предметным олимпиадам, что, безусловно, позволит добиваться высоких результатов в проведении практических семинаров, возможно, публиковать сборники научных статей учителей с целью распространения педагогического опыта.
Также необходимо упорядочить и совершенствовать научно – методическую базу. Необходимо проявлять инициативу в опубликовании интересных творческих работ обучающихся и учителей. Важным фактором является усиление сотрудничества с психологической службой школы для проведения работы не только с учениками, но и с педагогами (проведение тренингов и семинаров).
Основными направлениями в совершенствовании деятельности учителей начальных классов являются:
- - информирование об основных направлениях развития сферы образования республики, города, района;
- информирование о современных вариативных программах, педагогических технологиях.
-прогнозирование, планирование и организация, оперативное оказание консультативной методической помощи коллегам;
-создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;
-методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания школьного образования.
-обеспечение личностно-ориентированной стратегии, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности;
-выявление, систематизация, распространение передового педагогического опыта.
Содержание образования в основной школе является относительно завершённым и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе, создаёт условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. % качества на II ступени - 33,1%, что на 0,4% ниже прошлогоднего показателя. % качества знаний обучающихся 5-х классов - 38,1%, что на 0,6% выше прошлогоднего уровня 5-классников, но ниже показателей в 5-х классах за предыдущие годы. % качества знаний обучающихся 5А класса – 61,9% (классный руководитель Чистякова Н.В., учитель начальных классов Елёмина Е.Н.), 5Б класса – 14,3% (классный руководитель Колчина Л.К., учитель начальных классов Зайнитдинова Т.С.). Классные руководители 5-х классов проявили максимум внимания к каждому ученику при очень сложных составах (особенно 5Б класса) и существующих проблемах, что способствовало более безболезненной и менее заметной адаптации, развитию классных коллективов, укреплению межличностных отношений.
Понизилось качество знаний обучающихся 6А класса - 32,3% - по сравнению с их показателями в 2010-2011 учебном году (на 5,2%). Резервы в работе с этим классом кроются в поисках учителями-предметниками более эффективных технологий с целью развития имеющихся потенциальных возможностей обучающихся 6А класса. Проблемы в этом классе по-прежнему связаны с большим количеством обучающихся (32 ученика) и имеющихся детях с задержкой психического развития, нуждающихся в индивидуальной работе с ними (Акубиков А., Демченко Н.).
Качество знаний обучающихся 7-х классов - 36,2% - снизилось на 12,7% с 48,9% в прошлом учебном году (в 7А классе 10 ударников, в7Б классе – 7). Здесь требуется систематический контроль со стороны классных руководителей и учителей-предметников, высокий уровень требований к обучающимся, кропотливая разъяснительная и образовательная работа с родителями.
Не повысился по сравнению с прошлым учебным годом % качества знаний обучающихся 8-х классов - 27,9 % (ниже прошлогодних показателей на 4,9%). % качества знаний обучающихся 8А класса – 25,8%, 8Б класса – 30%, 8В (ЗПР) класса – 0%. Работа членов администрации с родителями 8В (ЗПР) класса, обучающимися по вопросу посещаемости уроков, систематический контроль классного руководителя Садыковой С.Ф. помогали лишь поддерживать дисциплину и вести обучение в этом классе на удовлетворительном уровне. Переполненность классов (31 и 30 человек), сложный состав обучающихся в 8А, 8В (ЗПР) классах, низкий уровень познавательных интересов многих детей из этих классов не позволили добиться более высоких результатов. Необходимо принять возможные административные меры с целью уменьшения количества обучающихся в будущих 9А, 9Б классах, повысить уровень требований к этим классам, активизировать развитие познавательных интересов детей, чтобы иметь здесь более высокие результаты, что возможно при имеющемся потенциале.
На 8,9% повысилось качество в параллели 9-ых классов – 32,8%(в прошлом учебном году в этой параллели – 23,9%). Это лучший результат впервые после 2008г. Ведущая роль в этом принадлежит 9А классу (% качества – 62,5%) (классный руководитель Николаева Л.Ю.). Выпускники 9Б класса показали 27% качества (7 ударников), что для них является достижением (классный руководитель Пермякова А.В.). В 9В классе 0% качества (здесь нет потенциальных возможностей), однако они показали на экзаменационном тестировании неплохие для них результаты. Большое влияние имела организационная, контролирующая работа классных руководителей (особенно классного руководителя 9В класса Гареевой Р.М., которая работала с 9В классом один год) по подготовке к государственной (итоговой) аттестации в течение учебного года, особое внимание администрации, а также проведение предпрофильной подготовки (информационная работа классных руководителей).
Таким образом, лучшие показатели в 2011-2012 учебном году по качеству знаний в основной школе в 9А классе (62,5%), 5А классе (61,9). Выше 30% качества знаний показал 7А класс (38,5%), 7Б класс (33,3%), 6А класс (32,3%). Тревожит 5Б класс (14,3% качества знаний) (классы в параллели 5-х классов равноценные), поэтому в следующем учебном году необходим административный контроль за учебно-воспитательным процессом в этом классе. Запланированные административные меры в будущей параллели 9-х классов позволят добиться более высоких результатов в данной параллели, так как здесь имеются потенциальные возможности у обучающихся и работают профессионалы достаточно высокого уровня.
Третья ступень общего образования обеспечивает профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учётом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов обучающихся.
% качества на III ступени – 27,8%, что ниже прошлогоднего результата 10 и 11-ых классов на 7,4% (35,2% качества). В параллели 11-ых классов - 40% качества знаний, что ниже показателей выпускников всех лет, кроме 2009г. (также 40%). Однако для обучающихся этого класса это лучший результат (1 отличник, 9 ударников). Очень низкий результат – 21,3% качества – показан обучающимися 10-х классов впервые за 10 последних лет (в 2010-2011 учебном году в параллели 10-х классов – 22,6% качества знаний). В 10Б классе (профильный социально-экономический) 38,5% качества (3 отличника, 7 ударников), что является низким результатом по сравнению с уровнем города и района и с учётом имеющихся возможностей в этом классе. В 10А классе 0% качества знаний, что является прежде всего проблемой, связанной с профориентационной и информационной работой классных руководителей в процессе предпрофильной подготовки, и одновременно заставляет проанализировать подготовку к обучению на третьей ступени. Отсутствие ответственности и системы в подготовке домашних заданий, систематические пропуски занятий некоторыми обучающимися, недостаточная база знаний, низкий общий уровень развития, недостаточная работа с родителями обучающихся - причины подобного результата, и над этим необходимо работать классному руководителю и всем учителям-предметникам, чтобы избежать катастрофы в выпускном классе в следующем учебном году. Промежуточная аттестация обучающихся 2-8, 10 классов, проведённая в мае 2012 года, подтвердила качество знаний обучающихся по русскому языку, математике и итоговые результаты.
Таким образом, снижение качества знаний по школе (на 3,2% по сравнению с 2010-2011 учебным годом) произошло за счет падения качества в начальных классах, значительного снижения качества знаний больше всего в параллели 7-х классов. Тревожное положение в 5Б, 10А классах. Вновь на первый план выходят проблемы преемственности, качество подготовки в начальной школе, а также усиления профориентационной и информационной работы на второй ступени.

В 2011-2012 учебном году продолжалась работа по программе «Предпрофильная подготовка» с обучающимися 9-х классов.
Предпрофильная подготовка включала в себя проведение специально организованных краткосрочных курсов по выбору (сроком в учебную четверть). Содержание и форма организации этих курсов были ориетированы не только на расширение знаний учащихся по тем или иным предметам, но и на самоопределение выпускников относительно дальнейшего обучения. При проведении занятий курсов «Основы государства и права», «Введение в социологию», «Введение в философию» педагогами была усилена практическая направленность обучения, обучающимся показывались особенности специальностей и профессий, связанных с данными курсами и учебными предметами. Занятия курсов по выбору проводились по специальным программам, составленным учителями.
Проводимая информационная и профориентационная работа включала в себя знакомство с местными образовательными учреждениями с целью возможного продолжения образования после 9-ого класса, изучения особенностей их образовательных программ, условий приёма. Проведены экскурсии в профессиональные училища и лицеи № 13, 52, 5, 129, 64.
Программа «Предпрофильная подготовка» для обучающихся 9-х классов преследовала цели:
- помочь учащимся в предварительном самоопределении относительно избираемого ими направления будущей деятельности;
- расширить возможности социализации учащихся, способствовать осуществлению осознанного жизненного выбора;
- интенсифицировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Однако по причине отсутствия педагога-психолога и наличия только 1 часа в учебном плане для проведения курсов по выбору качество предпрофильной подготовки снижается. Необходимо организовать в 2012-2013 учебном году психологическое тестирование по определению профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов с помощью психолого-педагогического центра «Саторис».
На III ступени продолжалось профильное обучение в 10Б классе соответственно учебному плану, программам профильного обучения и программам учителей, проводивших занятия элективных курсов «Нанотехнологии» (Халлимова С.С.), «Абсолютная величина» (Судьина Л.Ю.).
В течение 2011-2012 учебного года проведены исследования по определению уровня мотивации обучающихся (в рамках классно-обобщающего контроля). В рамках реализации программы «Одарённые дети» особое внимание уделялось обучающимся с высоким уровнем мотивации. Использованы формы поощрения и морального стимулирования обучающихся за достижения в учёбе (грамоты, дипломы, стипендии, подарки и т.д.).
Методическая деятельность педколлектива определялась методической темой школы: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении». Над данной темой педагоги школы работают первый год. Главными задачами было повышение качества образования путем включения школьников в образовательный процесс в качестве активных участников и усиление влияния школы на социализацию личности ребенка.
Соответственно методической теме и с целью повышения результативности деятельности:
1) проводилась внешняя дифференциация при комплектовании классов: профильных – (на 3 ступени), ЗПР – (на 2 ступени);
2) совершенствовались профильное обучение на 3 ступени и предпрофильная подготовка в 9-х классах;
3) продолжалась работа по освоению учителями новых способов познавательной деятельности обучающихся, новых образовательных технологий, по повышению квалификации педагогов;
4) активизировалась работа по мониторингу качества знаний обучающихся;
5) проводились педагогические советы, методические оперативки, производственные совещания по методической теме школы: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении».
Целью методической работы являлось создание условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Основными задачами на 2011-2012 учебный год были:
- совершенствование методической работы (проводились методические оперативки, заседания методического совета);
- оценка возможностей коллектива (проведено анкетирование учителей по вопросам выявления профессиональных затруднений, наиболее часто используемых методов работы, способности к инновационной деятельности, педагогической компетентности учителей);
- развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления (проведение семинаров, педагогических советов, оперативок, заседаний методического совета, активизировалась работа школьных методических объединений);
- создание системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов по основным вопросам обновления школы (работа творческой группы по реализации ФГОС НОО, организована консультативная помощь и поддержка учителей по вопросам подготовки к переходу на ФГОС в основной школе).
- развитие педагогического творчества, повышение квалификации педагогических работников (проведение методической недели, организация участия в конкурсах методических разработок уроков по ФГОС НОО);
- выявление творческого потенциала учителей, изучение, обобщение их педагогического опыта (отчёты учителей по самообразованию, взаимопосещение уроков коллег); члены администрации посещали уроки учителей с определёнными различными целями, внимание обращалось на формы и методы, используемые на уроках, степень активности учащихся, на уровень самоконтроля за деятельностью на уроке обучающихся и учителей (контроль, осуществляемый администрацией, а также руководителями ШМО, выявляет степень реализации задач, помогает своевременно корректировать уровень профессионального мастерства учителей);
- информационное обеспечение педагогов в соответствия с их потребностями: профессиональных затруднений по вопросам введения ФГОС второго поколения, была проведена методическая оперативка, педагогический совет на тему: «Универсальные учебные действия. Формирование УУД в процессе обучения», методический семинар: «Формирование ключевых компетенций как условие развития личности обучающихся»;
- пополнение школьного информационного педагогического банка данных о педагогическом опыте через обобщение и получение опыта работы своих коллег (учителя школы провели уроки в рамках методической недели, планируется выпуск сборника уроков).
Основные направления учебно-методической работы, реализуемые в 2011-2012 учебном году МБОУ СОШ № 109:
• организационно-педагогическая деятельность (работа с педагогическим коллективом (педагогические советы, методические оперативки, производственные совещания) и каждым педагогом в отдельности (индивидуальные консультации);
• собственно методическая деятельность (учителя МОУ СОШ № 109 проходили курсы повышения квалификации по различным направлениям в НИМЦ и ИРО РБ, участвовали в школьных, городских и республиканских семинарах, публиковали свои работы в специальных педагогических изданиях);
• диагностико-аналитическая деятельность (проводились контрольные срезы по предметам (2-11 классы), диагностика УУД у обучающихся 1-х классов, их анализ, подведение итогов работы);
• информационно-методическая (педагогам школы предоставлялась информация об основных направлениях развития образования, новых программах и технологиях, учебно-методической литературе и т.д.; организуется изучение передового педагогического опыта; проводились открытые уроки и внеклассные мероприятия)
• консультативно-методическая (проводилось изучение личностных и профессиональных особенностей учителей и педагогических работников, по результатам которых проводились индивидуальные и групповые консультации).
На методический совет школы в 2011-2012 учебном году для рассмотрения выносились следующие вопросы:
1. Рассмотрение планов работы школьных методических объединений учителей.
2. Создание временных творческих групп учителей.
3. Подготовка учителей к профессиональным конкурсам.
4. Аттестация учителей школы.
5. О работе над методической темой школы.
Целью педсоветов и совещаний являлась выработка коллективных решений по созданию условий для эффективного сотрудничества членов педколлектива по проблемам практической деятельности. Темы педсоветов и совещаний были связаны с актуальными проблемами работы школы и методической темой.
Были проведены семинары на темы:
1. «Формирование ключевых компетенций как условие развития личности обучающихся» .
2. Подведение итогов методической недели.
3. Семинар для обучающихся на тему: «Основы написания исследовательской работы» (провел Сафиуллин Р.А.).
В 2011-2012 учебном году обобщен опыт учителя башкирского языка Ахметсафиной А.Х., которая выступила на августовской городской конференции заместителей директоров по родным языкам. Опыт работы учителя истории и культуры Башкортостана обобщался на августовском городском совещании учителей истории и культуры Башкортостана «Инновационные методы преподавания истории и культуры Башкортостана». На августовском городском совещании учителей технологии обобщался опыт учителя технологии, руководителя РМО учителей технологии Султанова А.Ф.. Смольникова В.П. обобщала опыт на городском пионерском сборе «Преемственность традиций от старшего поколения к младшему».
Учитель английского языка Самарханова М.В. участвовала в районном конкурсе «Учитель года» и стала победителем в номинации «Лучший классный час».
Учитель биологии Ахметова Л.А. участвовала в конкурсе ПНПО «Образование». Учителя башкирского языка Гареева Р.М. и Ахметсафина А.Х. участвовали в конкурсе видеоуроков, посвященном творчеству Р.Гарипова. Ахметсафина А.Х. участвовала в конкурсе «Образцовый кабинет башкирского языка и литературы» , стала победителем в районном конкурсе и заняла 3 место в городском конкурсе. Учитель начальных классов Зайнитдинова Т.С. участвовала в конкурсе методических разработок уроков по ФГОС НОО.
В феврале-марте 2012 года в рамках методической недели были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия (9 уроков, 1 внеклассное мероприятие). Кроме того, учителя провели 5 открытых уроков в рамках предметных декад.
Был организован открытый день для родителей обучающихся 1-4 классов на тему: «Формирование у обучающихся начальных классов УУД». В рамках открытого дня родители имели возможность посетить открытые уроки и внеурочные занятия.
В 2011-2012 учебном году в школе была организована работа творческой группы по вопросам внесения изменений в ООП НОО. В ее состав вошли учителя начальных классов (7 человек). Группа вела работу с февраля по май 2012 года. Результатом работы стали изменения, внесенные в ООП НОО. Учитель начальных классов Зайнитдинова Т.С. участвовала в конкурсе методических разработок по ФГОС НОО.
В школе работает победитель ПНП «Образование» Аксютенок О.М., которая ведет активную работу по пропаганде и обобщению педагогического опыта.
В 2011-2012 учебном году продолжилась работа по внедрению технологии «Электронный дневник» учителем математики Ильясовой А.Р., работу в данной электронной программе начали учителя начальных классов Щеклеина М.Н., Зайнитдинова Т.С.
Повышению профессионального уровня педагогов способствовала работа по аттестации учителей. В 2011-2012 учебном году аттестованы педагоги:
на высшую категорию – 9,
на первую категорию – 8.
Повышение квалификации учителей происходило через:
-работу над методической темой;
-курсы повышения квалификации;
-открытые уроки;
-взаимопосещение уроков коллег;
-посещение уроков заместителями директора.
12 учителей школы прошли курсы повышения квалификации, рассматривающие вопросы перехода на ФГОС НОО в ИРО РБ, а также курсы по проверке экзаменационных работ (ЕГЭ) и т.д.
В школе сложилась система работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Работа педагогического коллектива направлена на развитие интеллектуально - творческих способностей учащихся через различные формы и методы организации деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений работы в нашей школе. Её основная цель – способствовать развитию способностей и самореализации.

Результаты участия школьников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады:

Экология 1 Ахметова Л.А.
Башкирский язык 2 Ахметсафина А.Х.,Гареева Р.М.
История и культура Башкортостана 2 Бессонов И.Н.

Результаты участия школьников в республиканском этапе Всероссийской олимпиады:

Экология 1 Ахметова Л.А.
История и культура Башкортостана 2 Бессонов И.Н.

С целью развития академической одаренности в направлении повышения учебной мотивации, стремления к исследовательской деятельности проводится ежегодная школьная НПК, которая охватывает все учебные предметы, представленные в базисном учебном плане. В среднем ежегодно в данной конференции принимают участие около тридцати обучающихся школы. Следует отметить разнообразие тематики исследовательских работ, а также то, что ежегодно среди участников НПК есть победители, которые успешно выступают на районной конференции и занимают призовые места. В 2011-2012 учебном году призерами районной НПК стали следующие обучающиеся: Дубовицкая Д. («Экология», 1 место), Тагирова Э., Сафина Р. («История», 3 место).
Обучающиеся участвуют также в республиканских, всероссийских конкурсах. Так, ученица 10Б класса Дубовицкая Д. получила диплом III степени на всероссийском конкурсе «Юннат -2012», диплом III степени – на республиканском фестивале «Бирское яблоко», была удостоена гранта Президента Республики Башкортостан. Ученица 7Б класса Сафиуллина А. стала лауреатом регионального этапа конкурса «Зеленая планета-2012». В районном конкурсе сочинений «Если бы я был президентом» 1 место заняла Николаева А. (ученица 8Б класса), 3 место — Богданова А. (ученица 10Б класса), в районном конкурсе сочинений, посвященном Дню Республики «Пою мою Республику» 3 место заняла ученица 9Б класса Нуримхаметова А. Фахреева Э., ученица 8А класса, участвовала во всероссийской НПК «Филологические науки: взгляд молодого филолога», посвященной Году российской истории с публикацией «Использование фразеологизмов в речи». Вайметова Д., ученица 8А класса заняла 2 место в конкурсе изо-прикладного творчества. Обучающиеся 1 класса стали призерами фотоконкурса, посвященного Дню матери (Зигануров А., Карпенко А., Красильников Н.), а так же конкурсов по ПДД (Бикбулатов Т., Карпенко А., Фаршатова С.).
Проблемы:
- Необходимо активизировать исследовательскую работу обучающихся начальной школы для повышения качественного уровня исследовательских работ в средних и старших классах.
- Необходим поиск такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми обучающимися на самом уроке, но и самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию, что связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
- Более конкретно планировать работу по освоению, обобщению и использованию в практике педагогического опыта (администрации и руководителям ШМО), планировать взаимопосещение уроков с учётом индивидуальных потребностей учителей.
- Усилить работу по выпуску брошюр, подготовку статей для педагогических изданий.
- Активизировать исследовательскую работу учителей и обучающихся, участие педагогов в профессиональных конкурсах.
Задачи в методической работе на 2012-2013 учебный год:
1. Научно-методическое обеспечение изучения и реализации ФГОС, создание необходимых условий для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.
2. Совершенствование внутришкольной непрерывной системы повышения квалификации.
3. Внедрение новых форм непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов (методический десант, тьютерство, дистанционные семинары и т.д.).
4. Продолжить работу над методической темой «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении».
5. Развитие и совершенствование системы работы и поддержки одаренных учащихся.
6. Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
7. Использование инновационных технологий для повышения качества образования.
8. Приведение в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
9. Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.
10.Продолжение работы по расширению платных образовательных услуг
школы.

После анализа успехов и неудач прошлого учебного года в школе разработаны приоритетные направления и задачи работы педколлектива в 2012-2013 учебном году.
Важнейшими направлениями деятельности по развитию школы в 2012 - 2013 учебном году, определёнными из приведенного анализа работы, будут являться:
- повышение качества учебно-воспитательного процесса, обучение
в 1-2 классах по новым государственным образовательным стандартам;
- подготовка к введению государственных образовательных стандартов нового поколения в основной школе;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни;
- совершенствование мониторинга как средства повышения эффективности работы школы;
- предоставление ребенку широкого спектра возможностей личностного развития, реализация его потребностей, интересов;
- развитие исследовательской деятельности по учебным предметам, педагогике, методике в масштабах школы, района, города.
Категория: Самообследование | Добавил: Алина_Пермякова (03.04.2013)
Просмотров: 378
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Включить версию для слабовидящих
Форма входа
Поиск