Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ "Школа № 109 имени М.И.Абдуллина"
Дата создания: 1 сентября 1962 года
Меню сайта
Разделы
Сведения об образовательном учреждении [1]
Коллектив школы [37]
История школы [59]
Выпускники школы [33]
Деятельность школы [42]
Школьная газета [14]
Документы [21]
Наша гордость [4]
Экспериментальная деятельность [3]
Приём в первый класс [13]
Дополнительные услуги [10]
Локальные акты [55]
Школьное питание [27]
Финансовая деятельность [17]
ГИА [20]
Стипендиаты [1]
Самообследование [9]
Режим работы [9]
Библиотека [16]
Национальное образование [3]
Материально-техническое обеспечение [8]
ЭОР [4]
Образовательные программы [41]
Трудоустройство выпускников [0]
Мини-чат
Наш опрос
В каком классе вы учитесь?
Всего ответов: 1257
Главная » Образовательные программы [ Добавить статью ]

ПРОГРАММА «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
ПРОГРАММА «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

(2009-2014г.г.)

Проблема раннего выявления и обучения одарённых детей – приоритетная в современном образовании. В России с 1996года реализуется Федеральная целевая программа «Дети России» и её подпрограмма «Одарённые дети». Система поддержки талантливых детей является одним из направлений развития общего образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Цели и задачи программы

Цель школьной программы «Одарённые дети» - развитие интеллектуальных ресурсов общества, повышение статуса творческой личности, воспитание талантливого ребёнка как гражданина своей страны, ответственного за её судьбу.
Задачи:
● создание условий для выявления, поддержки и развития потенциальных возможностей и способностей одарённых детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения;
● подготовка и переподготовка кадров, работающих с одарёнными детьми.
Программа включает систему мер по развитию школы для осуществления работы с одарёнными детьми, укреплению материально-технической базы, подготовке учителей для работы с одарёнными и талантливыми детьми, внедрению новых образовательных технологий обучения и развития одарённых детей, проведению исследований по проблемам одарённости ребёнка.

Проблемно-ориентированный анализ

Микрорайон школы удалён от центра, фактически находится на окраине, на экологию, а значит, здоровье влияют находящиеся рядом нефтеперерабатывающие, химические производства, железная дорога российского значения.В микрорайоне школы много старых двухэтажных домов, общежитий, где проживают в основном рабочие семьи. Много семей неполных, неблагополучных; безработных немного, однако много родителей, часто меняющих место работы. В школе обучаются дети разных способностей и возможностей: и обычные, и способные, и одарённые, и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Несмотря на особенности микрорайона, за предыдущие годы работы по программе «Одарённые дети» получены некоторые значимые результаты, несмотря на особенности микрорайона.
Ежегодно, с 2000 года, проводятся школьные научно-практические конференции (прошло уже 10), на которых обучающиеся выступают с большей частью исследовательскими (не реферативными) работами. Ребята систематически занимают призовые места на районной научно-практической конференции «Завтра начинается сегодня» (в секциях физики, немецкого языка, литературы, культуры Башкортостана, истории, права), принимают участие в городских научно-практических конференциях Малой академии наук. Достигнуты большие успехи и на краеведческих конференциях разного уровня (в том числе, республиканского).
Обучающиеся в последние годы становятся призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по разным предметам: обществознание, право, литература, культура Башкортостана, татарский язык, изобразительное искусство.
В 2007, 2008г.г. выпускники принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по основам потребительских знаний и предпринимательства в г. Москве.
Первых мест добивались в течение нескольких лет ученики 9-11 классов в республиканском конкурсе «Я – избиратель». Ребята успешно участвуют в различных конкурсах для лидеров, спортивных соревнованиях (особенно по волейболу). Такие систематические результаты являются следствием большой и грамотно организованной работы с одарёнными детьми.

Концепция программы

Выявление одарённых детей должно проводиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности школы.
В работе необходимо опираться на определение одарённых детей:
* имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
* имеют доминирующую активную познавательную потребность;
* испытывают радость от умственного труда.

Условно можно выделить три категории одарённых детей в нашей школе:
дети с признаками умственной одарённости в определённой области науки;
учащиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами (в старшем школьном возрасте).

Этапы выявления одарённых детей
и работы с ними

1-й этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. Творческий потенциал ребёнка может получить развитие в разных образовательных областях, но чаще всего – в области художественного развития. Поэтому важно организовывать художественные мастерские:
◙ мастерская художественного слова;
◙ мастерская прикладного искусства;
◙ музыкальная мастерская;
◙ мастерская изобразительной деятельности;
◙ мастерская здорового образа жизни.

2-й этап – диагностический. На этом этапе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: проектные задания, творческие зачёты, научно-практические работы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Функциями системы является обучение и воспитание, а организующим началом – игра.

3-й этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка приходится на старшую школу. В это время происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникационного пространства.

Определение одарённости,
психологических особенностей

общие интеллектуальные способности
академические способности
продуктивное мышление
способности к лидерству
художественные и артистические способности
психомоторные способности

Принципы педагогической деятельности
в работе с одарёнными детьми

٭ принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
٭ принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
٭ принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
٭ принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
٭ принцип свободы выбора учеником дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

При рассмотрении вопросов обучения и воспитания одарённых детей школа должна решать следующие проблемы:
□ подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров;
□ сотрудничество школы с высшими учебными заведениями;
□ расширение системы дополнительного образования;
□ индивидуализация обучения и воспитания.

Учитель должен быть:
- талантливым;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- владеть передовыми педагогическими технологиями.

При работе с одарёнными детьми
необходимо уметь:

☺ обогащать учебные программы, обновлять и расширять содержание образования;
☺ стимулировать познавательные способности учащихся;
☺ работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и контролировать обучающихся;
☺ принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
☺ анализировать учебно-воспитательную деятельность свою и класса;
☺ отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел;
☺ уменьшать стрессы учащихся.

Формы работы
с одарёнными обучающимися

~ творческие мастерские;
~ групповые занятия с сильными учащимися по параллелям классов;
~ кружки и факультативы;
~ профильные смены;
~ интеллектуальный марафон;
~ конкурсы;
~ олимпиады;
~ работа по индивидуальным планам;
~ элективные курсы в профильных классах.

Ожидаемые результаты

* повышение мотивации к учению, качества знаний обучающихся;
* достижение высоких результатов на олимпиадах, конференциях, соревнованиях и т.д.;
* повышение уровня социализации детей, адаптации их к окружающей жизни.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ Содержание работы Сроки Ответственные
Укрепление материально-технической базы
1. Приобретение мультимедийного видеопроектора для начальной школы. 2010г. директор
2. Создание медиатеки по учебным предметам. 2009-2014г.г. руководители ШМО
3. Приобретение новой мебели для учебных кабинетов (№ 38, 42, 41, 33). 2010-2014г.г. директор
4. Приобретение новых компьютеров для кабинетов информатики. 2010-2014г.г. директор
5. Приобретение оргтехники для учебных кабинетов (DVD, телевизоров, видеомагнитофонов и т.д.). 2010-2014г.г. родительские комитеты
6. Включение в программу МО РБ по установке интернета Inmarket Navigator. 2010г. заместитель директора по ИТ
Организация системы поиска, воспитания и
обучения одарённых детей
1. Создание постоянно действующей системы поиска, воспитания и развития одарённых детей. 2009-2014г.г. заместители директора по УВР, ИТ, ВР
2. Организация договоров с вузами, организациями по спорту, учреждениями дополнительного образования и т.д. с 2009г. заместители директора по УВР
3. Развитие форм и методов стимулирования одарённых детей (почётные грамоты, медали, подарки, стипендии). 2009-2014г.г. директор, заместители директора по УВР, ВР
4. Разработка программ, рекомендаций, проведение совещаний, педсоветов, организация обмена опытом по проблеме развития одарённости. 2009-2014г.г. заместители директора по УВР, ВР
5. Организация профильных смен в летний период. с 2010г. заместители директора по УВР
6. Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по разным предметам. 2009-2014г.г. заместители директора по УВР, ИТ, руководители ШМО, учителя-предметники
7. Проведение конкурсов, турниров, соревнований и т.д. 2009-2014г.г. учителя-предметники, заместитель директора по ВР
8. Ежегодно проводить школьную научно-практическую конференцию (X, XI, XII, XIII, XIV). 2009-2014г.г. заместитель директора по УВР
9. Продолжить профильное обучение на 3 ступени. 2011-2014г.г. заместитель директора по УВР
10. Начать выпуск школьной газеты. с 2010г. заместители директора по ВР, ИТ, руководители ШМО
11. Проводить школьный интеллектуальный марафон. с 2010г. заместители директора по УВР
12. Продолжить выпуск печатного школьного альманаха. ежегодно заместители директора по УВР
13. Участвовать в профессиональных конкурсах: «Учитель-мастер», «Педагог-исследователь», «Учитель года» и т.д. с целью повышения профессионального мастерства. 2009-2014г.г. заместители директора по УВР, учителя-предметники
14. Совершенствовать предпрофильную подготовку. 2009-2014г.г. заместители директора по УВР, учителя-предметники
15. Стимулировать труд учителей, работающих с одарёнными детьми. постоянно директор, заместители директора
Категория: Образовательные программы | Добавил: Алина_Пермякова (05.04.2013)
Просмотров: 531
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Включить версию для слабовидящих
Форма входа
Поиск