Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ "Школа № 109 имени М.И.Абдуллина"
Дата создания: 1 сентября 1962 года
Меню сайта
Разделы
Сведения об образовательном учреждении [1]
Коллектив школы [37]
История школы [59]
Выпускники школы [33]
Деятельность школы [42]
Школьная газета [14]
Документы [21]
Наша гордость [4]
Экспериментальная деятельность [3]
Приём в первый класс [13]
Дополнительные услуги [10]
Локальные акты [55]
Школьное питание [27]
Финансовая деятельность [17]
ГИА [20]
Стипендиаты [1]
Самообследование [9]
Режим работы [9]
Библиотека [16]
Национальное образование [3]
Материально-техническое обеспечение [8]
ЭОР [4]
Образовательные программы [41]
Трудоустройство выпускников [0]
Мини-чат
Наш опрос
В каком классе вы учитесь?
Всего ответов: 1257
Главная » Образовательные программы [ Добавить статью ]

ООП НОО МБОУ СОШ № 109
I. Пояснительная записка
Данный документ разработан педагогическим коллективом МОУ СОШ № 109 в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников; на основе Приоритетной национальной инициативы «Наша новая школа»; концептуальных положений Образовательной системы «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).
В основу разработки основной образовательной программы МОУ СОШ № 109 положена идея общественного договора, одна из ведущих идей федерального образовательного стандарта второго поколения. Она реализуется через Управляющий совет школы, равноправными участниками которого являются обучающиеся старших классов, представители администрации и педагогического коллектива школы.
Данная основная образовательная программа ориентируется на поликультурный контингент обучающихся и родителей, что реализуется через содержание программного материала, уклад школьной жизни, поликультурное общение.

Актуальность программы
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний
Технологий и технических систем, применяемых не только в производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Основные цели общего образования в школе

1. Научить школьника:
• организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в полиэтнической среде для достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты;
• объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
• ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
• решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли;
2. Сформировать ключевые навыки (ключевые компетенции), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.
3. Подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном образовательном заведении.

Общие цели первой ступени образования
Цели первой ступени образования ориентируют начальную школу на достижение основных результатов образования, связанных с:
• формированием предметных и универсальных способов действий, а также системой опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе;
• воспитанием основ умения учиться;
• индивидуальным прогрессом ученика в основных сферах личностного развития.

Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 109
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

При составлении основной образовательной программы начального общего образования учитывались следующие характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

С учетом возрастных особенностей обучающихся начальных классов, требований Стандарта начального общего образования, Приоритетной национальной инициативы «Наша новая школа»; концептуальных положений Образовательной системы «Школа 2100» сформулированы цель и задачи ООП НОО.
Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии со Стандартом, основная образовательная программа начального общего образования решает следующие задачи:
1. Создание условий для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.
2. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
3. Повышение качества образования за счет более основательного изучения отдельных предметов или областей знаний в соответствии с направленностью конкретной школы, интересами учащихся и уровнем их подготовки; развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся через включение их в проектную и исследовательскую деятельность.
4. Развитие коммуникативных качеств личности школьников.
5. Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.
6. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
7. Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Основные принципы построения программы:
• гуманизация образования, предполагающая индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
• демократизация взаимоотношений учительского и ученического коллективов, отказ от авториторизма, принуждения и принижения ученика;
• преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
Образовательная программа, разработанная МОУ СОШ № 109, предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение одаренных детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
- закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- формируются универсальные учебные действия;
- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;
- метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.), которые подробно отражены в целевых комплексных программах школы:
1. «Ритмика, бальные и спортивные танцы»; «»;
2. «Планет Здоровья»
3. «Занимательная математика»;
4. «Веселая грамматика»
5. «Занимательный английский язык»;
6. «Хор»;
7. «Цветные сны»
8. «Фантазия»
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации основной образовательной программы начального общего образования
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).
• Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663р).
• Приоритетный национальный проект «Образование» 2009-2012 год; федеральная целевая программа развития образования.
• Национальная образовательная инициативе «Наша новая школа».
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009г. № 373).
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 13.02.2009 г.
Программа адресована:
обучающимся и их родителям:
1) для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности образовательного учреждения по достижению обучающимися образовательных результатов;
2) для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
учителям:
• для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентиров в практической образовательной деятельности;
администрации:
• для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям обучения детей; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Информационная справка о школе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение (тип) Средняя общеобразовательная школа (вид) № 109 открыта 1 сентября 1962 года. Работает в одну смену. Продолжительность урока в 1-4 классах - 35 минут. Режим работы в 1-4 классах - пятидневный.
В 2011 году школа аттестовалась и прошла аккредитацию как средняя общеобразовательная.
Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:
• с 1 сентября 2011г. с 1 класса переход на новые государственные стандарты;
• со второго класса ведется преподавание иностранного языка (английский);
• организовано деление детей на группы для изучения родного языка (русский, башкирский, татарский);
• организована внеурочная деятельность во второй половине дня:
1. Спортивно-оздоровительная;
2. Художественно-эстетическое;
3. Научно-познавательное;
4. Проектная деятельность.
• используются следующие формы учебных занятий: урок, урок-игра, смотр знаний, защита творческого проекта лекция, практикум, семинар, зачет, смотр знаний, защита творческого проекта и др.;
• обучение в 1 – 4 классах организовано по четвертям.
В школе применяются следующие технологии деятельностного типа (можно коротко описать принципы/подходы используемых технологий):
• информационные и коммуникационные технологии;
• проектно-исследовательские;
• индивидуальное обучение;
• дифференцированное обучение;
• другие.
Организована работа групп продлённого дня в начальном звене. Организовано двухразовое горячее питание для групп продленного дня. Вторая половина дня: включает в себя содержание внеурочной деятельности по базисному учебному плану (Вариант 2). Общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия, индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, коллективные и групповые занятия по психолого-педагогическому развитию детей, общешкольные творческие дела и внеклассные мероприятия. Внеурочная деятельность дополняет учебную и направлена на развитие обучающихся.

Сведения о контингенте обучающихся.

За последние годы произошли существенные изменения в обществе, которые повлияли на систему образования, и, соответственно, на ситуацию в нашей школе. Изменилась демографическая ситуация в обществе, что привело к сокращению количества детей, индивидуализации образовательных программ и способов их реализации.
Все вышеназванные изменения в жизни общества непосредственно коснулись нашей школы. Заметно уменьшилось количество обучающихся (2004-2005 учебный год – 725 обучающихся, 2010-2011 учебный год – 520 обучающихся). В начальной школе в 2010-2011 учебном году обучалось 170 обучающихся в 7 классах-комплектах.
Количество классов на первой ступени
2008-2009 уч.год 2009-2010 уч.год 2010-2011 уч.год
9 классов (1-ЗПР, 1-ККО)
1 – 2
2 – 2
3 – 2
4 – 3 8 классов (1 ККО)
1 – 2
2 – 2
3 – 2
4 – 2 7 классов
1 – 2
2 – 1
3 – 2
4 – 2
Произошли изменения в качестве жизни семей. Снижается образовательный уровень родителей, уровень их культуры.
Однако учителям школы удается добиваться высоких показателей качества обучения и побед на различных олимпиадах и конкурсах. За последние пять лет обучающиеся начальной школы МОУ СОШ № 109 показывали высокие результаты в районных и городских интеллектуальных и творческих конкурсах (среди побед в 2010 – 2012 учебном году: 2 место в городском конкурсе «Толстовские чтения», 2 и 3 места в конкурсе на лучшую тетрадь по русскому языку и математике, номинация «За силу слова» в конкурсе чтецов).

Характеристика педагогических кадров
МОУ СОШ № 109 имеет полностью укомплектованный штат педагогических работников. В начальной школе учителей высшей квалификационной категории – 25%, учителей первой квалификационной категории – 25%, учителей второй квалификационной категории – 50%.
Среди учителей есть победители профессионального конкурса «Учитель года» (Гуряева Е.Б. (победитель районного конкурса), Елемина Е.Н. (победитель в номинации «Сердце отдаю детям)).
Учителя начальных классов участвуют и становятся победителями и других профессиональных конкурсов (Вахитова Л.Ф., Газизова Е.В., Гуряева Е.Б., Елемина Е.Н.).
Следует отметить, что учителя школы постоянно повышают свое мастерство и профессиональный уровень через систему курсовой подготовки (при НИМЦ и ИРО РБ), участие в педагогических и методических советах, круглых столах, заседаниях ШМО учителей начальных классов.
С детьми начальной школы работает педагог-логопед, что позволяет организовать раннюю диагностику речевых нарушений первоклассников и составить индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на протяжении обучения в начальной школе.
Для реализации возможностей обучающихся в сфере дополнительного образования активно ведется сотрудничество с ДДТ Орджоникидзевского района (кружок ИЗО «Цветные сны»), ДСЮШ № 25 «Импульс» (кружок бально-спортивных танцев), СК «Лидер».
Следует отметить создание в школе благоприятной и доброжелательной атмосферы, качество образовательных услуг, что позволяет на новом этапе развития решать проблемы обеспечения качества образования и его услуг.
Материально-техническое оснащение школы
МОУ СОШ № 109 располагается в 3-х этажном здании, имеет цокольный этаж, и представляет собой комплекс учебных кабинетов, оснащенных учебно-методическим оборудованием, необходимым для реализации образовательных стандартов. Школа имеет холодное и горячее водоснабжение, центральное отопление, канализацию, столовую, медицинский кабинет, прививочный кабинет, библиотеку, спортивный зал, комбинированную спортивную площадку, пришкольный участок , 2 компьютерных класса, актовый зал и т.п.
Постепенно пополняется материально-техническая база школы. За последние 5 лет получено полное оборудование в кабинет химии; обновлена мебель в 12 учебных кабинетах (в том числе в 6 кабинетах начальных классах). Открыт второй кабинет информатики. В подавляющем большинстве учебных кабинетов оборудовано освещение классных досок. Большие изменения произошли в медицинском кабинете. В 2010 году был произведен ремонт школьной столовой.
Учебное здание используется рационально, учебные помещения эксплуатируются строго по назначению. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах. Учебные классы располагаются вдали от спортивных, актового залов, столовой. Для всех обучающихся предусмотрена классно-кабинетная система обучения. Учебные помещения оснащены современной учебной мебелью (вся мебель соответствует СаНПину). Учебные помещения во время перемены проветриваются. До начала занятий и после них осуществляется сквозное проветривание лечебных помещений, длительность определяется согласно погодным условиям. Учебные помещения имеют естественное боковое левосторонне освещение.
МОУ СОШ № 109 обеспечена учебным оборудованием, планомерно используемым в учебном процессе, организовано его хранение. Оформление кабинетов эстетически выполнены правильно, с учетом профиля кабинета, с минимумом необходимой информации.
Категория: Образовательные программы | Добавил: Алина_Пермякова (05.04.2013)
Просмотров: 578
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Включить версию для слабовидящих
Форма входа
Поиск