Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ "Школа № 109 имени М.И.Абдуллина"
Дата создания: 1 сентября 1962 года
Меню сайта
Разделы
Сведения об образовательном учреждении [1]
Коллектив школы [37]
История школы [59]
Выпускники школы [33]
Деятельность школы [42]
Школьная газета [14]
Документы [21]
Наша гордость [4]
Экспериментальная деятельность [3]
Приём в первый класс [13]
Дополнительные услуги [10]
Локальные акты [55]
Школьное питание [27]
Финансовая деятельность [17]
ГИА [20]
Стипендиаты [1]
Самообследование [9]
Режим работы [9]
Библиотека [16]
Национальное образование [3]
Материально-техническое обеспечение [8]
ЭОР [4]
Образовательные программы [41]
Трудоустройство выпускников [0]
Мини-чат
Наш опрос
В каком классе вы учитесь?
Всего ответов: 1257
Главная » Образовательные программы [ Добавить статью ]

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Пояснительная записка
Программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) составлена на основе документов: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897;
письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011г. № 03-255 «О введении государственного общеобразовательного стандарта общего образования»; письмо Минобрнауки, департамента государственной политики в сфере общего образования от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
(А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); Н.Ф. Виноградова. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программа 4-5 классы. М., «Вентана-Граф», 2012г.; программы по «Истории и культуре Башкортостана» для 1-9 классов, разработанные С.А.Галиным, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаевым, Ф.Т.Кузбековым, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулеймановой и рекомендованные МО РБ в 2010г.
Программа реализует цели и задачи, предусмотренные ФГОС и программой основного общего образования по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Основной целью курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения ОДНКНР у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Основными целями и задачами изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:
1. Совершенствование способности к восприятию накопленных разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный человек может благополучно существовать развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет к духовному саморазвитию;
2. Углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.
4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям;
5. Воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации;
6. Развитие представлений подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей.
7. Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
8. Развитие способностей учащихся к обобщению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
9. Развитие эмоционального восприятия исторических событий в России и
Башкортостане, восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, понимания исторических событий происходящих в мире;
10. Формирование начальных представлений о специфике литературы, культуры и
других искусств нашей республики на фоне нашего государства;
11. Умение развивать устную и письменную речь учащихся на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Общая характеристика учебного предмета
В истории нашей страны в настоящее время на первый план выходит духовное, человеческое и гуманитарное образование. Бесспорно то, что подрастающее поколение не сможет стать достойным продолжателем всего прогрессивного в нашей стране, если не будет опираться на достигнутое до него, не будет с любовью воспринимать духовные и материальные ценности, созданные предшественниками.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте с историей и культурой народов России и мира в целом.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образовательного стандарта учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность предмета состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
В изучении предмета предлагается принцип от простого к сложному, где предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуры народов России.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметов, прежде всего с обществознанием, литературой (в том числе башкирской), историей, биологией, МХК, изобразительным искусством.

Место предмета в учебном плане
Главное, что надо заложить в изучении предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», - дать учащимся основы культуры межнациональных отношений, помочь формированию у учащихся подлинно интернационалистического мировоззрения, обогатить память, выработать умение сравнивать, сопоставлять, развивать идейно-нравственные нормы поведения. Изучение предмета намного расширит возможности эстетического воспитания учащихся.
Обучение предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте с историей и культурой народов России и мира в целом.
Предлагается принцип от простого к сложному, где предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуры народов России.
Рабочая программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета ОДНК НР в 5 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год.
Учебник: Н.Ф. Виноградова, В.И.. Власенко, А.П. Полякова. «Основы духовно - нравственной культуры народов России». 5 класс: М. «Вентана-Граф», 2012

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения ОДНК НР
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает
изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству: чувство привязанности и любви к малой родине, гордость за своё отечество, российский народ и историю России:
• принятие норм нравственного поведения;
• проявление гуманного отношении, толерантности к людям, правильного взаимоотношения в современной деятельности, независимо от деятельности, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
• стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир;
• понимание особой роли многонациональной России в светском мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных предметных действий разного типа (познавательные, коммукативные, рефлексивные, инфармационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• влияние коммукативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуаций общения;
• овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе и религиозных; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить современную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
• освоение целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религиях России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения выпускник научится:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения выпускник получит возможность научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.

Содержание предмета
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Материальная и духовная культура народов Башкортостана.
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Башкирское устное народное творчество.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Салават Юлаев.
Песни, легенды и предания об участии народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 г. Башкирские кавалеристы на войне 1812 года.
Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
Вклад народов Башкортостана в победу над фашизмом. Мусса Гареев, М. М. Абдуллин, Д. Н. Мурзин и др.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Легенда «Луна и Зухра».
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Фарит Исангулов «Мост Хамита». З. Биишева «Песнь о Мастере и Подмастерье».
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Шульганташ, Башкирский заповедник.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Православные храмы города Уфы. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Поэма Кул Гали «Киса-и-Йусуф». Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Первая соборная мечеть «Ляля-Тюльпан» в городе Уфе. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Уфимская синагога. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Категория: Образовательные программы | Добавил: Алина_Пермякова (12.02.2016)
Просмотров: 424
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Включить версию для слабовидящих
Форма входа
Поиск