Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ "Школа № 109 имени М.И.Абдуллина"
Дата создания: 1 сентября 1962 года
Меню сайта
Разделы
Сведения об образовательном учреждении [1]
Коллектив школы [37]
История школы [59]
Выпускники школы [33]
Деятельность школы [42]
Школьная газета [14]
Документы [21]
Наша гордость [4]
Экспериментальная деятельность [3]
Приём в первый класс [13]
Дополнительные услуги [10]
Локальные акты [55]
Школьное питание [27]
Финансовая деятельность [17]
ГИА [20]
Стипендиаты [1]
Самообследование [9]
Режим работы [9]
Библиотека [16]
Национальное образование [3]
Материально-техническое обеспечение [8]
ЭОР [4]
Образовательные программы [41]
Трудоустройство выпускников [0]
Мини-чат
Наш опрос
В каком классе вы учитесь?
Всего ответов: 1257
Главная » Образовательные программы [ Добавить статью ]

«РИТМИКА»
«РИТМИКА»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(5 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танцевальное искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Ритмика является музыкально-теоретической дисциплиной, закрепляющей знания учащихся в области теории музыки и сольфеджио, игры на музыкальном инструменте. Ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания.
Занятия ритмикой и танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Учащиеся должны уметь находить оттенки танцевального движения, отражающие характер музыки и ее эмоциональной содержание.
Дополнительная общеобразовательная программа «Ритмика, народные и бальные танцы» предназначена для преподавания основ танцевального искусства в пятом классе в режиме учебных занятий, является общеразвивающей.
Направленность данной программы – художественная.
Материал программы имеет пять основных разделов. Основными в освоении программы «Ритмика, народные и бальные танцы» являются принципы «от простого к сложному», от «медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнёром», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущениям».
Актуальность разработанной программы определяется тем, что ее внедрение создает валеологически обоснованные условия, способствующие совершенствованию индивидуального здоровья школьников младшего звена средствами двигательной активности (ритмика, танец).
Новизна разработанной программы заключается в интегрированном подходе в преподавании предмета, предполагающем учет изучаемых в младшем школьном звене дисциплин и использовании потенциала ритмики для условиях общеобразовательных курсов (подробнее см. Гумерова Э.В. «Ритмика, народные и бальные танцы»: Программа курса. – «Уфа» Печатный дом», 2010. – с.14-15). Новизна данной программы определяется также следующим: а) использованием авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки); б) распределением музыкально-двигательного репертуара по возрастным категориям; в) использованием разных видов занятий (сюжетное, импровизация, игровое); г) подборкой музыкального репертуара как классических, так и современных авторов, который привлекает детей, будит фантазию и воображение, развивает выразительные возможности тела, и доступен для исполнения.
Содержание программы способствует личностному развитию обучающихся.
Цель программы: гармоничное развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания обучающихся через приобщение ко всем видам танцевального искусства.
Постановка указанной цели определяет круг задач, которые призвана решить предлагаемая общеобразовательная программа. Решаемые задачи можно объединить в три общие подгруппы:
образовательные:
• дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
• дать представление о танцевальном образе;
развивающие:
• развивать выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
• развивать творческие способности;
• развивать психические познавательные процессы — память, внимание, мышление, воображение;
воспитательные:
• способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
• воспитывать единый комплекс физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артис¬тизм и благородство;
• прививать интерес к занятиям, любовь к танцам;
• воспитывать культуру поведения и общения;
• воспитывать умения работать в коллективе;
• развивать умение организовать здоровый и содержательный досуг;
• помогать в профессиональной ориентации и самоопределении обучающихся.

Общая характеристика курса
Особенностью программы «Ритмика, народные и бальные танцы» как курса является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о танце не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков программы «Ритмика, народные и бальные танцы» как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).
Данная дополнительная общеобразовательная программа «Ритмика, народные и бальные танцы» составлена по материалам, накопленным автором в течение многолетней работы с детьми младшего и среднего школьного возраста, основывается также на опыте работы коллег Л.В. Зеленковой (г. Степногорск), Л.А. Степановой (г. Москва) и других, кроме того материал опубликован в пособии [3].
При прохождении курса ритмики изучаются тренировочные упражнения классической системы танца для развития двигательного аппарата, овладения техникой движения, элементы народных, историко-бытовых, бальных танцев, разучиваются различные танцевальные композиции. Систематический тренажер во многом способствует устранению ряда физических недостатков, развитию подвижности суставов, укреплению связок, развивает определенные группы мышц, укрепляет нервную систему.
Изучение основ танца позволит учащимся организовать внеурочную деятельность в школе (подготовка выступлений к школьным праздникам, вечерам, смотрам художественной самодеятельности, организации кружков).
Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы[2].
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу занятий включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-12 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве [2].

Описание места курса в учебном плане
На изучение программы «Ритмика, народные и бальные танцы» отводится 1 час в неделю(34 часа в год).

Личностные, метапредметные результаты освоения
учебного курса
По итогам реализации данной программы внеурочной деятельности «Ритмика, народные и бальные танцы» обучающиеся 5 классов будут иметь:
Личностные результаты
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах толерантности, уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
• понимание значения ритмических упражнениями для удовлетворения потребности в движении, в общении со сверстниками, в повышении уровня физической подготовленности, эстетического развития, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования.
• позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты
регулятивные
• волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
• умение проговаривать последовательность действий на занятии;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
познавательные
• навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы;
• умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• повторять любой ритм, заданный учителем;
• задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами);
коммуникативные
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• потребность в общении с учителем;
• умение слушать и вступать в диалог;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Содержание курса
Тема №1 (10ч.) «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
1. Основные вопросы - цели и задачи занятий, инструктаж по технике безопасности, ПДД, слушание и разбор танцевальной музыки разных жанров.
2. Требования к знаниям и умениям – уметь определять характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения, тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4, иметь представление об основных танцевальных правилах, элементах музыкальной грамоты, хореографическом искусстве.
3. Самостоятельная работа – упражнения по отсчитыванию тактов, определению на слух музыкальных размеров, ритмическое исполнение танцевальных элементов, танцевальных шагов.
Тема №2 (8ч.) «Танцевальная азбука»
1. Основные вопросы - правила постановки корпуса, основные упражнения на середине зала, элементы музыкальной грамоты: музыкальная фраза, длительность, элементы классического танца, элементы народно — сценического танца.
2. Требования к знаниям и умениям - знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник.
3. Самостоятельная работа – упражнения – выделять в движении сильную долю такта; самостоятельно ускорять и замедлять темп движений, составлять небольшие танцевальные комбинации.
4. Тематика практических работ - исполнения упражнений народного тренажа и их названия; основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
Тема №3 (8ч.) «Танец»
1. Основные вопросы - историко-бытовой танец: усвоение тренировочных упражнений на середине зала, ритмические упражнения, разучивание танцевальных композиций.
2. Требования к знаниям и умениям - иметь представление об историко-бытовом танце - полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль, исполнить этюды, иметь навыки общения в танце.
3. Самостоятельная работа - упражнения в более быстром темпе - пантомима, инсценирование, творческие ситуации, танцевальный тренинг.
4. Тематика практических работ - постановка танцевальных номеров, на основе изученного материала, подготовка самостоятельных творческих работ: танцевальные композиции по выбранной теме.
Тема №4 (4ч.) «Беседы по хореографическому искусству»
1. Основные вопросы - бальный танец от эпохи средневековья до наших дней, бальный танец «Вальс», выразительные средства музыки и танца, музыка, движение, исполнители, костюмы.
2. Требования к знаниям и умениям - узнавать темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии бального танца, самостоятельно придумывать движения, иметь представления бальных танцах от эпохи средневековья до наших дней.
3. Самостоятельная работа - танцевальный бег (ход на полу-пальцах), упражнения для профилактики плоскостопия, на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.
Тема №5 (4ч.) «Творческая деятельность»
1. Основные вопросы - тройной шаг, имитационные движения - образно-игровые движения, танцевальные игры для развития музыкальности и слуха, игровые этюды, фигуры в танце.
2. Требования к знаниям и умениям – уметь исполнять комбинации с тройным шагом, определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии, самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
3. Самостоятельная работа - упражнения на ориентацию в пространстве, ритмично исполнять различные упражнения.
4. Тематика практических работ - этюдная работа, игры, пантомима в группе. Рекомендуемый репертуар: латиноамериканские танцы: «чачача», «самба», «джайв», «румба»; европейские танцы: «квикстеп», «медленный вальс», «венский вальс», «танго».
Категория: Образовательные программы | Добавил: Алина_Пермякова (12.02.2016)
Просмотров: 229
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Включить версию для слабовидящих
Форма входа
Поиск