Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ "Школа № 109 имени М.И.Абдуллина"
Дата создания: 1 сентября 1962 года
Меню сайта
Разделы
Сведения об образовательном учреждении [1]
Коллектив школы [37]
История школы [59]
Выпускники школы [33]
Деятельность школы [42]
Школьная газета [14]
Документы [21]
Наша гордость [4]
Экспериментальная деятельность [3]
Приём в первый класс [13]
Дополнительные услуги [10]
Локальные акты [55]
Школьное питание [27]
Финансовая деятельность [17]
ГИА [20]
Стипендиаты [1]
Самообследование [9]
Режим работы [9]
Библиотека [16]
Национальное образование [3]
Материально-техническое обеспечение [8]
ЭОР [4]
Образовательные программы [41]
Трудоустройство выпускников [0]
Мини-чат
Наш опрос
В каком классе вы учитесь?
Всего ответов: 1257
Главная » Образовательные программы [ Добавить статью ]

«ТЕХНОЛОГИЯ»
«ТЕХНОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5-8 классов разработана на основе следующих документов: «Фундаментальное ядро содержания общего образования»; «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897; «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год», Программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов авторов В. Д. Симоненко,А. Т. Тищенко, Н. В. Синица (Изд-во «Вентана-Граф», 2012)
Цель программы:
• формирование представлений о технологической культуре производства,
• развитие культуры труда подрастающих поколений,
• становление системы техни¬ческих и технологических знаний и умений,
• воспитание тру¬довых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачами предмета являются:
• сформировать у учащихся необходи¬мые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
• овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ¬ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
• научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Общая характеристика учебного предмета«Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и соци¬альной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии веде¬ния дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Независимо от изучаемых технологий содержание програм¬мы предусматривает освоение материала по следующим сквоз¬ным образовательным линиям:
• культура, и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование техни¬ческой и технологической информации;
• основы черчения, графики и дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• творческая, проектно-исследовательская деятельность;
• технологическая культура производства;
• история, перспективы и социальные последствия разви¬тия техники и технологии;
• распространённые технологии современного производ¬ства.
Все разделы программы содержат основные теоретическиесведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практиче¬ских работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учеб¬но-практическая деятельность. Приоритетными методами явля¬ются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждо¬го года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, про¬ектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обу¬чающихся необходимо акцентировать их внимание на потреби¬тельском назначении и стоимости продукта труда — изделия, ко¬торое они выбирают в качестве объекта проектирования и изго¬товления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имею¬щимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума
рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использова¬ние межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстиль¬ных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принци¬пов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении техноло¬гий художественно-прикладной обработки материалов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базисный учебный план на эта¬пе основного общего образования включает 245 учебных часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе 5 класс – 70 часов, ( 2 часа в неделю), 6 класс – 70 часов, (2 часа в неделю), 7 класс – 70 часов, (2 часа в неделю), 8 класс – 35 часов, (1 час в неделю), 35 учебных недель в год..
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результатыосвоения обучающимися пред¬мета «Технология» в основной школе:
• формирование целостного мировоззрения, соответствую¬щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
• формирование ответственного отношения к учению, го¬товности и способности обучающихся к саморазвитию и са¬мообразованию на основе мотивации к обучению и позна¬нию; овладение элементами организации умственного и фи¬зического труда;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду¬щей социализации и стратификации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовле¬творения перспективных потребностей;
• осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного
• ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интере¬сов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образова¬тельной и профессиональной карьеры, осознание необходи¬мости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• формирование коммуникативной компетентности в обще¬нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового кол¬лектива;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятель¬ности в сфере технологий, к рациональному ведению домаш¬него хозяйства;
• формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышле¬ния; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• развитие эстетического сознания через освоение художе¬ственного наследия народов России и мира, творческой дея¬тельности эстетического характера; формирование индиви¬дуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результатыосвоения учащимисяпредмета «Технология» в основной школе:
• самостоятельное определение цели своего обучения, по¬становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по¬знавательной деятельности;
• алгоритмизированное планирование процесса познава¬тельно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб¬ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола¬гающих стандартного применения одного из них; поиск но¬вых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• выявление потребностей, проектирование и создание объ¬ектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельнаяорганизация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
• виртуальное и натурное моделирование технических объ¬ектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практиче¬ских задач в процессе моделирования изделия или техноло¬гического процесса;
• осознанное использование речевых средств в соответст¬вии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организацион¬ного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно¬логий (ИКТ); выбор для решения познавательных и комму-никативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• организация учебного сотрудничества и совместной дея¬тельности с учителем и сверстниками; согласование и ко¬ординация совместной познавательно-трудовой деятельно¬сти с другими её участниками; объективное оценивание вкла¬да своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль¬татов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выпол¬няемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологиче¬ской культурой производства;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требова-ниям и принципам;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориента-ции.
Предметные результатыосвоения обучающимися предме¬та «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивно¬го развития общества; формирование целостного представ¬ления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения ме¬тодов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствую¬щих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях созда¬ния объектов труда;
• практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проекти¬рования и создания объектов труда;
• овладение средствами и формами графического отобра¬жения объектов или процессов, правилами выполнения гра¬фической документации, овладение методами чтения техни-ческой, технологической и инструктивной информации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь зна¬ний по разным учебным предметам для решения приклад¬ных учебных задач; применение общенаучных знаний по пред-метам естественно-математического цикла в процессе под¬готовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании техно¬логий и проектов;
• овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культу¬ре производства;
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса тру¬да; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и обо-рудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• овладение методами учебно-исследовательской и проект¬ной деятельности, решения творческих задач, моделирова¬ния, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, пра¬вил санитарии и гигиены;
• выбор средств и видов представления технической и тех¬нологической информации в соответствии с коммуникатив¬ной задачей, сферой и ситуацией общения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова¬нием контрольных и измерительных инструментов; выявле¬ние допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной дея¬тельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сло-жившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
• в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности к труду в конкретной пред¬метной деятельности; осознание ответственности за качест¬во результатов труда;
• согласование своих потребностей и требований с потреб¬ностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• формирование представлений о мире профессий, свя¬занных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору про¬филя технологической подготовки в старших классах пол¬ной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способно¬сти и готовности к предпринимательской деятельности;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие эко¬логической культуры при обосновании объекта труда и вы-полнении работ;
• в эстетической сфере:
• овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы¬полненного объекта или результата труда;
• рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом элементов научной организации труда;
• умение выражать себя в доступных видах и формах худо¬жественно-прикладного творчества; художественное оформ¬ление объекта труда и оптимальное планирование работ;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со¬держание рабочей одежды;
• участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;
• в коммуникативной сфере:
• практическое освоение умений, составляющих основу ком¬муникативной компетентности: действовать с учётом пози¬ции другого и уметь согласовывать свои действия; устанав-ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуа-цию, учитывать намерения и способы коммуникации парт¬нёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• установление рабочих отношений в группе для выполне¬ния практической работы или проекта, эффективное сотруд¬ничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продук¬тивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
• сравнение разных точек зрения перед принятием реше¬ния и осуществлением выбора; аргументирование своей точ¬ки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждеб-ным для оппонентов образом;
• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и пись¬менной речью; построение монологических контекстных
• высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при ра¬боте с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологи¬ческих операций;
• соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам;
• сочетание образного и логического мышления в проект¬ной деятельности
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей
системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение обучающимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
• с ролью технологий в развитии человечества, механиза¬цией труда, технологической культурой производства;
• функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
• элементами домашней экономики, бюджетом семьи, пред¬принимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
• экологическими требованиями к технологиям, социаль¬ными последствиями применения технологий;
• производительностью труда, реализацией продукции;
• устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производст¬ва (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
• предметами потребления, материальным изделием или не¬материальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• методами обеспечения безопасности труда, культурой тру¬да, этикой общения на производстве;
• информационными технологиями в производстве и сфе¬ре услуг, перспективными технологиями; овладеют:
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкцион¬ных, текстильных и поделочных материалов;
• умением выбирать инструменты, приспособления и обору¬дование для выполнения работ, находить необходимую ин¬формацию в различных источниках, в том числе с использо-ванием компьютера;
• навыками чтения и составления конструкторской и техно¬логической документации, измерения параметров техноло¬гического процесса и продукта труда; выбора, проектирова¬ния, конструирования, моделирования объекта труда и тех¬нологии с использованием компьютера;
• навыками подготовки, организации и планирования тру¬довой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места с соблюдением тре¬бований безопасности труда и правил пользования инстру¬ментами, приспособлениями, оборудованием;
• навыками выполнения технологических операций с исполь¬зованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• умением разрабатывать учебный творческий проект, изго¬товлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
• умением соотносить личные потребности с требования¬ми, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Содержание программы
5класс
Проектная деятельность (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации.
Практические работы.
Выполнение эскизов проектов
Оформление интерьера (6 ч.)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера.
Раздел «Кулинария» 18 часов
Тема. Вводный инструктаж по ТБ, правила поведения в кабинете «Технология». Санитарно – гигиенические требования.
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требо¬вания к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными прибора¬ми, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Тема. Физиология питания
Теоретические сведения.Питание как физиологическая по¬требность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обме¬не веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая по¬мощь при отравлениях. Режим питания.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Пра¬вила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухо¬да за посудой, поверхностью стен и пола.
Лабораторно-практические и практические работы. Со¬ставление индивидуального режима питания и дневного рацио¬на на основе пищевой пирамиды.
Тема. Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для при¬готовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовле¬ния бутербродов. Инструменты и приспособления для нареза¬ния продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горя¬чий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устрой¬ства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача на¬питка.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема. Овощи в питании. Блюда из овощей. Практическая работа «Приготовление блюд из овощей.
Теоретические сведения.Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Под¬готовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использо¬вания свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внеш¬нему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лаборато¬риях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки ово¬щей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохране¬ние цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инстру¬менты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Техноло¬гия приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украше¬ние готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зе¬ленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, за¬пекание). Преимущества и недостатки различных способов теп¬ловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для са¬латов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению го-товых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из яиц. Практическая работа.
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспо¬собления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: при¬готовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегу¬стация блюд. Оценка качества.
Тема. Составление меню завтрака. Разработка проекта «Завтрак для моих родителей». Сервировка стола к завтраку
Теоретические сведения.Меню завтрака. Понятие о кало¬рийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел « Рукоделие. Художественные ремёсла» 14 часов
Тема. Знакомство с видами вышивки. Вышивка
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, носового платка, кармана фартука
Варианты объектов труда.
Скатерть, салфетка, носовой платок, фартук.
Тема. Лоскутное шитьё
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории соз¬дания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание дета¬лей, создание лоскутного верха (соединение деталей между со-бой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и про¬кладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Лабораторно-практические и практические работы. Из¬готовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проект¬ного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 18 часов
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.
Варианты объектов труда.Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведенияВиды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Практические работыПодготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
Варианты объектов труда.Швейная машина. Образцы машинных строчек.
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготов¬ления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Рас¬положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Осо-бенности построения выкроек фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкрой¬ки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы.Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изде¬лия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Рас¬кладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособ¬ления для ручных работ. Требования к выполнению ручных ра¬бот. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, пря¬мыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соедине¬ние деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: пре¬дохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигза¬гообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение дета¬лей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Пра¬вила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётан¬ным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).Последовательность изготовления швейных изделий. Техно¬логия пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), ре¬зинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Примерные проектные работы:
1. Бутерброды;
2. Салаты из овощей;
3. Вышитая салфетка;
4. Фартук.
6класс
Раздел «Кулинария» 12 часов
Тема. Вводный инструктаж по ТБ, правила поведения в кабинете «Технология» Санитарно – гигиенические требования.
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требо¬вания к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными прибора¬ми, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Физиология питания
Основные теоретические сведения
Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.
Варианты объектов труда.
Таблицы, справочные материалы.

Технология приготовления пищи
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Основные теоретические сведения
Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения.
Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.
Практические работы
Первичная обработка крупы. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов.
Варианты объектов труда
Молочный суп, молочная каша, кефир, сырники, запеканка из творога.
Тема. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыб¬ных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углево¬дов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, про¬дуктов из них. Маркировка консервов.
Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хра¬нения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Выма¬чивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.
Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных про¬дуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству гото¬вых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения
Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.
Варианты объектов труда.
Каша гречневая, гарниры из риса и макаронных изделий.
Раздел «Рукоделия и художественные ремёсла» 20 часов
Тема. Вязание крючком
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории ста¬ринного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вяза¬нии. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сбор¬ка готового изделия.
Основные виды петель при вязании крючком. Условные обо¬значения, применяемые при вязании крючком. Вязание полот¬на: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязы¬вания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.
Лабораторно-практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими спо¬собами.
Выполнение плотного вязания по кругу.
Тема. Вязание спицами
Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лице¬вых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Лабораторно-практические и практические работы. Вы¬полнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.
Тема. Роспись разделочной доски.
Теоретические сведения. Изучение видов ДПИ, изучение основ Хохломской и городецкой росписи, подготовка доски к работе.
Лабораторно-практические и практические работы.роспись разделочной доски.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 20 часов
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения
Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.
Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.
Варианты объектов труда.
Образцы хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.
Практические работы
Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Варианты объектов труда.
Швейная машина.
Конструирование и моделирование поясных швейных изделий
Основные теоретические сведения
Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготов¬ления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания.
Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.
Варианты объектов труда.
Чертеж и выкройка юбки.
Технология изготовления поясных швейных
Основные теоретические сведения
Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.
Практические работы
Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Юбка коническая, клиньевая или прямая.
Примерные проектные работы:
1. Гречневая каша;
2. Молочный суп;
3. Разделочная доска;
4. Вязаная прихватка;
7 класс
Вводное занятие
Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда.Учебник «Технология» для 7-х классов, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
РАЗДЕЛ «КУЛИНАРИЯ»
Тема. «Физиология питания»
Основные теоретические сведения.Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Безопасные приемы. Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений. Рациональное размещение оборудования кухни. Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи при ожогах. Планирование рационального питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Практические работы. Работа с таблицами«Содержание минеральных веществ в различных продуктах». «Определение доброкачественности продукции»
Варианты объектов труда.Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал.

Тема. Изделия из дрожжевого, песочного и бисквитного теста.
Теоретические сведения. Инструктаж по правилам безопасных приемов труда. Приготовление холодных и горячих блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологий.
Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.
Практические работы.
Приготовление и оформление песочного печенья;
Оценка качества;
Соблюдение правил безопасного труда при работе с электроприбором (плита)
Варианты объектов труда.Рабочая тетрадь, раздаточный дидактический материал, мука, тесто.

Тема. Пельмени и вареники
Теоретические сведения Инструктаж по правилам безопасных приемов труда. Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки
Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. Разработка учебного проекта по кулинарии.
Первичная обработка муки. Приготовление теста и начинки. Изготовление вареников или пельменей. Варка пельменей или вареников. Определение времени варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.
Практические работы Приготовление блюд из пресного теста ( вареники), дегустация.
Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с электроприбором (плита)

Тема. Сладкие блюда и десерт
Теоретические сведения
Приготовление желе и муссов. Приготовление пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Приготовление компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.
Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологий.
Практические работы. Приготовление компота из свежих фруктов
Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с электроприбором (плита)

Тема. Проект «Сладкое блюдо»
Теоретические сведения
Пищевые качества сладких блюд. Расчет калорийности блюд. Рациональное питание. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологий.
Лабораторно – практические работы. Работа с проектом
Оценка качества.
Раздел. «Рукоделие. Художественные ремесла (24 часа)
Тема. Вышивка атласными лентами. Различные виды швов
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Инструменты и материалы для выполнения декоративного изделия. Работа с каталогами, литературой, экспонатами. ТБ. Инструктаж по правилам безопасных приемов труда. Подготовка материалов к работе.Технология выполнения швов.
Правила безопасного труда.
Практические работыВыполнение различных видов швов
Варианты объектов труда. Канва, атласные ленты, иглы.

Тема. Вышивка атласными лентами. Способы нанесения рисунка на ткань.
Основные теоретические сведения
Виды декоративно-прикладного творчества. Народные традиции и культура приготовления декоративно-прикладных изделий. Назначение декоративно-прикладных изделий. Составление технологической карты выполнения изделия. Способы перевода рисунка на ткань.
Практические работы. Подготовка ткани к работе, перевод рисунка на ткань.
Варианты объектов труда. Канва, атласные ленты, иглы.

Тема. Вышивка атласными лентами. Панно с цветами.
Основные теоретические сведения
Технология изготовления декоративно-прикладного изделия: вышивка панно растительным орнаментом. Виды и способы оформления готового изделия. Уход за изделием. Правила безопасного труда.
Практические работы. Вышивка изделия, оформление в раму.
Варианты объектов труда. Канва, атласные ленты, иглы.

Тема. Папье маше
Основные теоретические сведения
Подготовка формы для работы, запись рецепта для массы папье - маше
Практические работы.изготовление изделия из папье - маше
Варианты объектов труда. Поднос из папье - маше,

Тема. Художественная роспись
Основные теоретические сведения
Виды декоративно-прикладного творчества. Хохломская роспись, городецкая роспись, Жостовская роспись. Башкирская роспись.Технология изготовления декоративно-прикладного изделия: поднос.
Практические работы. Нанесение рисунка на подготовленный поднос. Роспись подноса выбранным узором.
Варианты объектов труда. Поднос из папье - маше, гуашь, кисти.

Тема. Вязание на спицах и крючком
Основные теоретические сведения.
Инструктаж по правилам безопасных приемов труда. Условные обозначения, схема вязания изделия. Ритм прибавления петель. Вязание петель подъема в начале ряда, замыкание ряда. Работа по схеме. Изготовление прихваток в виде прямоугольника и круга в технике вязания крючком. Проектирование полезных изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Оценка материальных затрат и качества изделия.
Раппорт узора и его запись. Вязание по кругу с прибавлением петель. Изготовление салфетки из различных комбинаций петель, с орнаментом в технике вязания крючком. Профессии, связанные с обработкой текстильных и поделочных материалов. Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел), распространенных в районе проживания. Проектирование полезных изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Оценка материальных затрат и качества изделия. Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел).
Практические работы.
Вязание по кругу с прибавлением петель. Изготовление салфетки из различных комбинаций петель, с орнаментом в технике вязания крючком
Варианты объектов труда.
Нитки для вязания крючком, крючок.

Тема. Плетение из бисера
Основные теоретические сведения.
Инструктаж по правилам безопасных приемов труда. Условные обозначения, схема плетения изделия. Различные виды бисера. Чтение схем плетения.
Практические работы.
Плетение цветов.
Варианты объектов труда. Бисер, проволока.
Категория: Образовательные программы | Добавил: Алина_Пермякова (13.02.2016)
Просмотров: 137
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Включить версию для слабовидящих
Форма входа
Поиск