Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ "Школа № 109 имени М.И.Абдуллина"
Дата создания: 1 сентября 1962 года
Меню сайта
Разделы
Сведения об образовательном учреждении [1]
Коллектив школы [37]
История школы [59]
Выпускники школы [33]
Деятельность школы [42]
Школьная газета [14]
Документы [21]
Наша гордость [4]
Экспериментальная деятельность [3]
Приём в первый класс [13]
Дополнительные услуги [10]
Локальные акты [55]
Школьное питание [27]
Финансовая деятельность [17]
ГИА [20]
Стипендиаты [1]
Самообследование [9]
Режим работы [9]
Библиотека [16]
Национальное образование [3]
Материально-техническое обеспечение [8]
ЭОР [4]
Образовательные программы [41]
Трудоустройство выпускников [0]
Мини-чат
Наш опрос
В каком классе вы учитесь?
Всего ответов: 1257
Главная » Образовательные программы [ Добавить статью ]

«История»
«История»
Пояснительная записка
Представленные программы по учебному предмету «История» для 5-9 классов составлены в соответствии с «Фундаментальным ядром содержания общего образования», «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования», утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,«Примерной программой по учебному предмет «История» для 5-9 классов», Просвещение, 2012г.
Главной целью изучения истории в современных общеобразовательных школах Республики Башкортостан являются обучение, воспитание, развитие и социализация личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей республики, страны и человечества в целом, активного и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Исходя из содержания главной цели определяются следующие основные задачи исторического образования:
1. Формирование у обучающихся 5-9 классов ориентиров для самоидентификации в окружающем мире.
2. Овладение обучающимися среднего звена знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической духовной, нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе, определению роли и места Башкортостана в истории России.
3. Воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважении к своей малой родине – Башкортостану, Отечеству – многонациональному Российскому государству.
4. Развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего.
5. Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления современных общественных явлений, происходящих в Республике Башкортостан и Российской Федерации в целом.
Место предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе- 3 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоенияучебногопредмета
Личностные результаты:
1) обучающиеся по завершению учёбы должны осознать своей идентичности как гражданина России, жителя Башкортостана, члена семьи, принадлежности к этнической группе;
2) освоить гуманистические традиции и ценности современного общества;
3) уметь осмыслить социально-нравственный опыт, предшествующих поколений;
4) быть готовым к ответственному поведению в современном обществе и уметь определять свои позиции;
5) понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, быть толерантным.
Метапредметные результаты:
1) обучающиеся должны быть способными сознательно организовать и регулировать свою деятельность;
2) владеть умениями работать с учебной и другой информацией, использовать современные источники информации;
3) быть способными решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
4) быть готовыми к сотрудничеству.
Предметные результаты:
1) овладеть целостными представлениями об историческом пути народов Башкортостана, России и человечества в целом;
2) быть способными применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности событий, явлений и процессов прошлого и современности;
3) уметь изучать и систематизировать информацию из источников;
4) расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности людей и народов;
5) быть готовым применять исторические знания для выявления и сохранения историко-культурного наследия Башкортостана, России и мира в целом.
Кроме того, учащиеся должны знать историческую хронологию, знать исторические факты, уметь реконструировать прошлое, научиться работать с версиями и оценками.
Предметные результаты:
1) овладеть целостными представлениями об историческом пути народов Башкортостана, России и человечества в целом;
2) быть способными применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности событий, явлений и процессов прошлого и современности;
3) уметь изучать и систематизировать информацию из источников;
4) расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности людей и народов;
5) быть готовым применять исторические знания для выявления и сохранения историко-культурного наследия Башкортостана, России и мира в целом.
Кроме того, учащиеся должны знать историческую хронологию, знать исторические факты, уметь реконструировать прошлое, научиться работать с версиями и оценками.
История России. Всеобщая история. История Древнего мира
Выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис»,
«республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально- экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм»,
«социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Новейшая история
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ – начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ – начале XXI в., значительных социально- экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
анализировать информацию из исторических источников текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ – начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ – начале XXI в.;
объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ – начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ – начале XXI в.;
применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.;
проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ – начале XXI в.
Содержание программы
ИсторияРоссии
От Древней Руси к Российскомугосударству
Введение. Роль и место России в мировой истории. Проблемыпериодизациироссийской истории. Источники по истории России. Основные этапыразвитияисторической мысли вРоссии.
Народы и государства на территории нашей страны вдревности.Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век.Особенностиперехода от присваивающего хозяйства к производящему на территорииСевернойЕвразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появлениеметаллических орудий и их влияние на первобытное общество. ЦентрыдревнейшейметаллургиивСевернойЕвразии.Кочевыеобществаевразийскихстепейвэпохубронзыираннемжелезномвеке.Степьиеерольвраспространениикультурныхвзаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э.Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Андроновская и абашевская культурно-исторические общности Южного Урала: материальная культура, социальный строй, верования. Кочевые и оседлые племена Южного Урала и Приуралья раннего железного века.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Великое переселениенародов.Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародинеипроисхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви –восточных,западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балтыифинно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй иполитическаяорганизация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны инароды Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркскийкаганат.Хазарский каганат. ВолжскаяБулгария.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия оРуси.ПроблемаобразованияДревнерусскогогосударства.НачалодинастииРюриковичей.Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первыерусскиекнязья.ОтношениясВизантийскойимперией,странамиЦентральной,Западнойи Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в европейских степях. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговыйпуть.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие наРуси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и населениегосударстваРусь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоенияСевераВосточной Европы, колонизация Русской равнины.Территориально-политическаяструктура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий,вече.Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьямиВладимираСвятого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах.Русскаяцерковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья,дружина.Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового изависимогонаселения. Древнерусское право: Русская Правда, церковныеуставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политикаимеждународные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами(Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и СевернойЕвропы.
Культурноепространство.РусьвкультурномконтекстеЕвразии.Картинамира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городскойбыт.Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь ихронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурногопространства.Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность.Распространениеграмотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь».
Русь в середине XII – начале XIII в. Формирование системы земель–самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвямикняжескогорода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская,Суздальская.Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюцияобщественногостроя и права. Внешняя политика русских земель в евразийскомконтексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание ипамятникилитературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово ополку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский соборвоВладимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский соборЮрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII – XIV в. ВозникновениеМонгольскойимперии. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя наВосточнуюЕвропу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель послемонгольскогонашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов(такназываемое ордынскоеиго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государстваивключение в его состав части русских земель. Северо-западные земли:Новгородскаяи Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя.Новгородв системе балтийскихсвязей.
ОрденакрестоносцевиборьбасихэкспансиейназападныхграницахРуси.Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. КняжестваСеверо-ВосточнойРуси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери иМосквы.Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовскаябитва.Закрепление первенствующего положения московскихкнязей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Каменные соборы Кремля.
Андроновская и абашевская культурно-исторические общности Южного Урала: материальная культура, социальный строй, верования. Кочевые и оседлые племена Южного Урала и Приуралья раннего железного века.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в ХIII- XV вв. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства вовторойполовине XIV в., нашествиеТимура.
Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанскоеханство.Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымскоеханство.Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. ИтальянскиефакторииПричерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговыхиполитических связей Руси с Западом иВостоком.
Культурноепространство.ИзменениявпредставленияхокартинемиравЕвразии в связи с завершением монгольских завоеваний.Культурноевзаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи икоммуникации(взаимодействиеивзаимовлияниерусскойкультурыикультурнародовЕвразии).Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. ЕпифанийПремудрый.Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. АндрейРублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке. Борьба зарусскиеземли между Литовским и Московским государствами. Объединение русскихземель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжествевторойчетвертиXVв.ВасилийТемный.НовгородиПсковвXVв.:политическийстрой,отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, ВеликимкняжествомЛитовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвывправославном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III.ПрисоединениеНовгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширениемеждународныхсвязей Московского государства. Принятие общерусского Судебника.Формирование аппарата управления единого государства. Перемены вустройстведвора великого князя: новая государственная символика; царский титул ирегалии;дворцовое и церковное строительство. МосковскийКремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира.Сакрализациявеликокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалиирусскойцеркви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси).Развитиекультуры единого Русского государства. Летописание: общерусское ирегиональное.
Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Религиозная реформа ханов Узбека и Джанибека и распространение ислама на территории Южного Урала.
Россия в XVI – XVIIвеках: от великого княжества кцарству
Россия в XVI веке. Княжение Василия III. Завершение объединениярусскихземель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанскойземель.Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти.Внешняяполитика Московского княжества в первой трети XVI в.: война сВеликимкняжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами,посольствав европейскиегосударства.
Органы государственной власти. Приказная система: формированиепервыхприказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством.«Малаядума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, системакормлений. Государство ицерковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельныхкнязейвеликокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификацияденежнойсистемы. Стародубская война с Польшей иЛитвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскимикланамиШуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547г.Ереси Матвея Башкина и ФеодосияКосого.
Принятие Иваном IVцарского титула. Реформы середины XVIв.«Избраннаярада»:еесоставизначение.ПоявлениеЗемскихсоборов:дискуссииохарактеренародного представительства. Отмена кормлений. Системаналогообложения.Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формированиеоргановместногосамоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и«Уложениео службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. ЗначениевключенияСреднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. ВойнысКрымскимханством.НабегДевлет-Гирея1571г.исожжениеМосквы.БитваприМолодях.Ливонскаявойна:причиныихарактер.ЛиквидацияЛивонскогоордена.Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход ЕрмакаТимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к РоссииЗападнойСибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилыеинеслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилыхгородов».Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Началозакрепощениякрестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольногоказачества.
Многонациональный состав населения Русского государства.Финно-угорскиенароды. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилыетатары.Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религийвРоссийском государстве. Русская Православная церковь.Мусульманскоедуховенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах ихарактере.Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570г.Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности ИванаГрозногои проводимых им преобразований. Ценареформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
1553-1557 гг. Поэтапное принятие башкирами подданства Русскому государству. Условия и последствия вхождения башкир в состав Русского государства. Взаимодействие культур русского народа и башкир, всего населения Южного Урала. Основание города Уфы.
Смута в России. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избраниенацарство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства.Опаласемейства Романовых. Голод 1601–1603 гг. и обострениесоциально-экономическогокризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцыисамозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. иубийствосамозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова.Перерастаниевнутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение натерриторию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванцаподМосквой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договормеждуРоссиейиШвецией.ПоходвойскаМ.В.Скопина-ШуйскогоиЯ.-П.Делагардиираспад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против РоссииРечиПосполитой. ОборонаСмоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине».Договороб избрании на престол польского принца Владислава и вступлениепольско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительногодвижения.Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение городаоккупантами.Первоеивтороеополчения.ЗахватНовгородашведскимивойсками.«Советвсейземли». Освобождение Москвы в 1612г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности.Избраниена царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьимивыступлениямипротив центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выходакБалтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. ПоходпринцаВладислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с РечьюПосполитой.Итоги и последствия Смутноговремени.
Россия в XVII веке. Россия при первых Романовых. ЦарствованиеМихаилаФедоровича. Восстановление экономического потенциала страны.Продолжениезакрепощениякрестьян.Земскиесоборы.РольпатриархаФиларетавуправлениигосударством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. ОслаблениеролиБоярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя.ПриказТайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепеннаяликвидацияземского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов.ПравительствоБ.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. ПатриархНикон.Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиознойтрадициистарообрядчества.
Царь Фёдор Алексеевич.Отменаместничества.Налоговая(податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры.Ярмарки.Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственнойспециализациирегионовРоссийскогогосударства.ТорговыйиНовоторговыйуставы.Торговлясевропейскими странами, Прибалтикой,Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор,служилыйгород, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы,служилыеиноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.Городскиевосстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве.Псковско-Новгородскоевосстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостногоправаи территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь какрегионы,свободныеоткрепостничества.Денежнаяреформа1654г.Медныйбунт.Побегикрестьян на Дон и в Сибирь. Восстание СтепанаРазина.
Внешняя политика России в XVIIв. Возобновлениедипломатическихконтактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленскаявойна.Поляновский мир. Контакты с православным населением РечиПосполитой:противодействие полонизации, распространению католичества. КонтактысЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславскаярада.Вхождение Украины в состав России. Война между Россией РечьюПосполитой1654–1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656–1658 гг. иеерезультаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение».
«Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения Россиисо странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империейЦин.
Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытийирусские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход кТихомуокеану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследованиебассейнареки Амур. Коч– корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья иСибири.Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских нановыеземли. Миссионерство и христианизация. Межэтническиеотношения.Формирование многонациональнойэлиты.
ИзменениявкартинемирачеловекавXVI–XVIIвв.иповседневнаяжизнь.Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия исуеверия.Проникновениеэлементовевропейскойкультурывбытвысшихслоевнаселениястраны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади вМоскве.Шатровыйстильвархитектуре.АнтониоСолари,АлевизФрязин,ПетрокМалой.Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский,Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город,Смоленский,Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел.Деревянноезодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой.ПерепискаИвана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутноговремени.Усилениесветскогоначалавроссийскойкультуре.СимеонПолоцкий.Немецкаяслобода как проводник европейского культурного влияния. ПосадскаясатираXVIIв.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля – первое учебное пособие по истории.
Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства кимперии
Россия в эпоху преобразований Петра I. Причины ипредпосылкипреобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVIIвека.Модернизация как жизненно важная национальнаязадача.
НачалоцарствованияПетраI,борьбазавласть.ПравлениецаревныСофьи.Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований.Азовскиепоходы. Великое посольство и его значение. Сподвижники ПетраI.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур,верфей.Создание базы металлургической индустрии на Урале.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышениеегороли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах.Противоречияв политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение ихправв местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян.Переписинаселения(ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры иРатуша),городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзораисуда. Усиление централизации и бюрократизации управления.Генеральныйрегламент. Санкт-Петербург – новаястолица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота.
Рекрутскиенаборы.Церковная реформа.
Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение инославных конфесий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четвертиXVIII
в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевичаАлексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи вначалевойныиихпреодоление.Битваприд.ЛеснойипобедаподПолтавой.Прутскийпоход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о.Гренгам.Ништадтский мир и егопоследствия.
Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей.
Каспийский поход ПетраI.
Преобразования Петра I в области культуры. Доминированиесветскогоначала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежнойЕвропы.Привлечение иностранных специалистов. Введение новоголетоисчисления,гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости».Созданиесети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. ОткрытиеАкадемиинаук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровскойэпохи.Скульптура и архитектура. Памятники раннегобарокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массынаселения.Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формысоциальнойкоммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки,светскиегосударственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях,питании.Изменения в положенииженщин.
Итоги,последствияизначениепетровскихпреобразований.ОбразПетраIврусскойкультуре.
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов».Причинынестабильности политического строя. Дворцовые перевороты.Фаворитизм.Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьерыА.Д.Меншикова.«Кондицииверховников»иприходквластиАнныИоанновны.
«Кабинет министров. Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского,Б.Х. Миниха в управлении и политической жизнистраны.
Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточнойокраине.Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи.Войнас Османскойимперией.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансоваяполитика.Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческогобанков.Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутреннихтаможен.Распространение монополий в промышленности и внешней торговле.ОснованиеМосковского университета. М.В. Ломоносов и И.И.Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. УчастиевСемилетнейвойне.
Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762г.
Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I.Внутренняяполитика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. Ихосновноесодержание и популярность в Европе. «Просвещенный абсолютизм»,егоособенности в России. Секуляризация церковных земель. ДеятельностьУложеннойкомиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпускаассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики.Вольноеэкономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянствуигородам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие»империи.Привлечение представителей сословий к местному управлению.Созданиедворянскихобществвгубернияхиуездах.Расширениепривилегийгильдейскогокупечества в налоговой сфере и городскомуправлении.
Национальная политика. Унификация управления на окраинахимперии.Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанскогоказачества.Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.Расселениеколонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укреплениеначалтолерантности и веротерпимости по отношению к неправославныминехристианскимконфессиям.
ЭкономическоеразвитиеРоссиивовторойполовинеXVIIIвека.Крестьяне:крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостнойдеревни.Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное иоброчноехозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономикестраны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства,купечества,помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемныйтруд.Привлечениекрепостныхоброчныхкрестьянкработенамануфактурах.Развитиекрестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности:распространениепроизводства хлопчатобумажных тканей. Начало известныхпредпринимательскихдинастий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы идр.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны.Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмаркииих роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская,Кореннаяярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе ивмире. Обеспечение активного внешнеторговогобаланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстаниеподпредводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья ввосстании.Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественноймысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основныезадачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко.
Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османскойимперией.П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск подихруководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья.Организацияуправления Новороссией. Строительство новых городов и портов.ОснованиеСевастополя,Одессы,Херсона.Г.А.Потемкин.ПутешествиеЕкатериныIIнаюгв1787г.
УчастиеРоссиивразделахРечиПосполитой.ПолитикаРоссиивПольшедоначала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния вусловияхсохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместесимпериейГабсбурговиПруссией.Первый,второйитретийразделы.Вхождениевсостав России территорий Украины и Белоруссии. Присоединение ЛитвыиКурляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстаниеподпредводительством ТадеушаКостюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.
Хозяйство, общественный строй населения Южного Урала. Занятия башкир, башкирские феодалы. Военная служба. Управление краем в ХVII веке. Народные восстания в Башкирии.
Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.Определяющеевлияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистикеилитературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы.Общественныеидеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах.А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга вМоскву».
РусскаякультураикультуранародовРоссиивXVIIIвеке.Развитиеновойсветской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязейскультурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. РаспространениевРоссии основных стилей и жанров европейской художественной культуры(барокко,классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культурыученых,художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизниикультурерусскогонародаиисторическомупрошломуРоссиикконцустолетия.
Культураибытроссийскихсословий.Дворянство:жизньибытдворянскойусадьбы. Духовенство. Купечество.Крестьянство.
Российская наука в XVIIIвеке. Академия наук в Петербурге. Изучениестраны – главная задача российской науки. Географические экспедиции.ВтораяКамчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережьяСевернойАмерики. Российско-американская компания. Исследования вобластиотечественной истории. Изучение российской словесности и развитиелитературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.
М.В.Ломоносовиеговыдающаясярольвстановлениироссийскойнаукииобразования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание«новойпороды»людей.ОснованиевоспитательныхдомоввСанкт-ПетербургеиМоскве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре.Сословныеучебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет –первый российскийуниверситет.
РусскаяархитектураXVIIIв.СтроительствоПетербурга,формированиеегогородскогоплана.РегулярныйхарактерзастройкиПетербургаидругихгородов.Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму,созданиеархитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И.Баженов,М.Ф.Казаков.
Изобразительное искусство в России и его выдающиеся мастераипроизведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанрапарадногопортретавсерединеXVIIIв.Новыевеяниявизобразительномискусствевконцестолетия.
Народы России в XVIII в. Управление национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии и Поволжья. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.
Категория: Образовательные программы | Добавил: Алина_Пермякова (13.02.2016)
Просмотров: 176
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Включить версию для слабовидящих
Форма входа
Поиск